Прямые иностранные инвестиции в юар

СОДЕРЖАНИЕ
0
244 просмотров
29 января 2019

3.5 Иностранные инвестиции

Целый ряд законов, направленных на урегулирование вопросов авторского права, прав собственности, арбитража, налогового регулирования, ставят Южную Африку в разряд стран с наиболее развитым законодательством в отношении инвестиций и торговли.

После смены правительства бывшего президента Нельсона Манделы правительство нового президента Табо Мбеки придерживается тех же основных принципов политического и экономического развития страны. Одним из этих принципов является всяческое поощрение инвестиций в реальный сектор экономики. Заинтересованность в прямых инвестициях заставляет правительство Южной Африки разрешать перспективным иностранным инвесторам создавать предприятия, принадлежащие им на 100%, обеспечивать инвесторам выход их продукции на рынки африканских стран и стран бассейна Индийского океана, предоставлять относительно дешевую электроэнергию, открывать свободный доступ к природным ресурсам.

Прогрессивное законодательство Южно-Африканской Республики, особенно в отношении вопросов коммерции, торговли и рынка труда, создает уникальные условия привлечения иностранных инвестиций:

одинаковые правовые условия для иностранных и местных инвесторов;

отсутствие государственного контроля за ценами на произведенную продукцию;

отсутствие ограничений на частное предпринимательство для иностранцев;

отсутствие специальных разрешений государственных органов на участие в ней граждан других государств (за исключением банковско-финансовой деятельности);

отсутствие требований к минимальному размеру капитала предприятий (за исключением банковского и страхового бизнеса);

отсутствие ограничений на вывоз прибыли и дивидендов (при наличии разрешения органов валютного контроля);

отсутствие ограничений на иностранное владение созданными или приобретенными южноафриканскими компаниями (за исключением банковско-финансового сектора).

Наиболее популярные области инвестиций экономики ЮАР

Основными секторами рынка иностранных инвестиций в ЮАР являются: телекоммуникационная промышленность, энергетика, легкая промышленность, автомобилестроение.

В дополнение необходимо отметить, что для привлечения иностранных капиталовложений существует практика денежного возмещения инвесторам потерь, связанных с инфляцией, практика кредитования экспортных операций и предоставления налоговых льгот для компаний, создающих:

предприятия обрабатывающей промышленности в отдаленных районах страны;

продукцию, заменяющую импортные товары;

предприятия, использующие ноу-хау или неизвестные ранее в ЮАР технологии.

Доля вложений крупнейших стран — инвесторов

Торговый оборот между Россией и ЮАР

(Из официального издания «South Africa yearbook 2000/2001)

«Визиты президентов Манделы и Табо Мбеки в Россию в течение последних нескольких лет значительно упрочили политическую и экономическую взаимосвязь между нашими странами. Визит президента Манделы совпал с образованием совместного межправительственного комитета по торговому и экономическому сотрудничеству между Россией и ЮАР (Joint Intergovermental Committee on Trade and Economic Co-operation). Торговый баланс между ЮАР и Россией в 1999 году составил: R 390 635 — импорт товаров из ЮАР; R 218 526 — экспорт товаров из России.

В последние годы наблюдается постоянное увеличение торгового оборота между Южной Африкой и Украиной. Экспорт товаров из Южной Африки составляет R 9 435, а импорт оценивается в R 28 115. Южная Африка поставляет на Украину в основном металлы, электрическое оборудование, химию, фрукты, вино, овощи, изделия из кожи.23 ноября 1998 года между ЮАР и Украиной было подписано

научная статья по теме ЮАР НА АФРИКАНСКОМ И МИРОВОМ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЫНКАХ История. Исторические науки

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ЮАР НА АФРИКАНСКОМ И МИРОВОМ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЫНКАХ»

ЮАР НА АФРИКАНСКОМ И МИРОВОМ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЫНКАХ ^рант института аДЖИОВ

Ключевые слова: Южная Африка, ЮАР, инвестиции, ПИИ, экспорт капитала

Относительно быстрое развитие ЮАР в XIX и начале XX вв. вообще было бы невозможным без привлечения иностранного капитала, так как внутренние ресурсы государства были крайне ограниченными. При этом необходимо помнить, что создание южноафриканского государства в 1910 г. было во многом продиктовано интересами британского капитала.

КТО, СКОЛЬКО И ЗАЧЕМ ВКЛАДЫВАЕТ В ЮАР

На протяжении 1980-х — начала 1990-х гг. объем иностранных инвестиций в ЮАР был весьма мал. Это можно объяснить рядом причин. Прежде всего, политическими. И, как следствие, — введением торговых и финансовых санкций и ограничений в середине 1980-х гг. со стороны ряда западных стран, таких как США и Великобритания, против режима апартеида, последовавшим за ними финансовым кризисом, ужесточением ограничений на вывоз капитала и объявлением моратория на выплаты иностранным кредиторам в 1985 г. Последняя мера фактически отрезала ЮАР от международных рынков капитала. Совокупный приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) с 1980 по 1993 гг. составил всего лишь немногим более $300 млн1.

Однако, начиная с 1994 г., когда в стране прошли первые всеобщие выборы, наблюдается значительное увеличение притока ПИИ в Южную Африку. С приходом в 1994 г. нового правительства во главе с Африканским национальным конгрессом (АНК) исчезла политическая неопределенность, и, кроме того, новые

Южно-Африканская Республика — страна с необычной судьбой — одно из немногих государств «переселенческого колониализма». Многие десятилетия вся власть в стране была сконцентрирована в руках белого меньшинства, которое, естественно, делало откровенную ставку на сотрудничество с «белыми» же, т.е. преимущественно с европейскими странами и США. Привлечение капиталов из-за рубежа на протяжении многих лет было одной из важных целей бизнеса ЮАР, и сейчас играющего важную роль в экономике страны.

власти начали проводить более взвешенную экономическую политику, направленную на привлечение иностранных инвесторов. Все это не могло не рассеять страхи инвесторов по поводу будущего их капиталовложений в ЮАР.

За первое десятилетие правления АНК (1994-2004) состоялись две важные сделки с участием иностранного капитала: частичная продажа государственного пакета акций компании Telkom в 1997 г. и поглощение известного алмазного концерна De Beers корпорацией Anglo-American в 2001 г. Эти сделки свидетельствовали о двух важных новых тенденциях в экономике Южной Африки в конце 1990-х — начале 2000-х гг. — начале процесса приватизации государственной собственности и «смене прописки» ряда крупных компаний с чисто южноафриканской на западную или прозападную.

В результате этих сделок наблюдались два скачка в размере чистого притока ПИИ: первый — в

1997 г., а второй — в 2001 г. (см. диаграмму 1). Таким образом, если исключить бухгалтерские операции, связанные с изменением собственности компании De Beers, фактические объемы притока ПИИ за 2001 г. составили приблизительно $3,5 млрд вместо зарегистрированных $7 млрд (т.е. можно отметить, что значительная часть иностранных инвестиций в ЮАР — это западный капитал, принадлежащий южноаф-риканцам). В целом, за период 1994-2002 гг. размер поступлений ПИИ оставался, в среднем, на уровне в 1,5% от общего ВВП Южной Африки2. Хотя в конце 2000-х гг. приток ПИИ достиг приблизительно 3,5% ВВП.

Позднее, в 2005 г., состоялись еще две крупные сделки, в которых участвовал иностранный капитал. Британский банк Barclays приобрел контрольный пакет акций Amalgamated Banks of South Africa за 3 млрд фунтов стерлингов (примерно $3,5 млрд). Кроме того, британская телекоммуникационная компания Vodafone купила 84% акций инвестиционной компании VenFin за $2,4 млрд и таким образом получила контроль над 15% акций южноафриканского оператора сотовой связи Vodacom, принадлежавших VenFin3.

А в конце 2007 г. крупнейший банк Китая — Industrial and Commercial Bank of China — договорился о приобретении 20% акций южноафриканского Standard Bank of South Africa за $5,5 млрд4. Сделка была осуществлена в феврале 2008 г.5 и стала крупнейшим иностранным капиталовложением в экономику ЮАР за всю историю страны, а также крупнейшей инвестицией китайского банка за пределами Китая6. Логично предположить, что главной

Диаграмма 1. Чистый приток ПИИ в Южную Африку с 1980 по 2010 гг.

Составлено по: South Africa, Foreign Direct Investment, Net Inflows // World Bank — http://data.worldbank. org/indicator/BX.KLT.DINV.CD.WD; South Africa, GDP // World Bank — http://databank.worldbank.org/ddp/ home.do?Step=2&id=4&hActiveDimensionId=WDI_Time

целью этой сделки было использование Южной Африкой китайского капитала как своеобразного трамплина для проникновения в другие страны континента, особенно в страны Юга Африки.

В плане распределения ПИИ по отраслям экономики наблюдается разнообразная направленность (см. табл. 1). Две трети ПИИ были вложены в отрасли, не связанные с добычей полезных ископаемых, и только одна треть -в добывающую промышленность (несмотря на огромные сырьевые ресурсы ЮАР). (Для сравнения: более 60% ПИИ, вложенных в Африку, в целом идут в добычу полезных ископаемых.) Из этих данных можно сделать вывод, что главная цель инвесторов — завоевание внутреннего рынка ЮАР и регионального рынка стран Юга Африки (а не добыча полезных ископаемых для экспорта, как в большинстве стран Африки).

Что же касается происхождения инвестиций, традиционно крупнейшим инвестором в ЮАР был Европейский Союз (ЕС). Еще в конце 2002 г. ПИИ ЕС составляли приблизительно 90% от общей суммы ПИИ. Инвестиции

из Великобритании превышали инвестиции всех других стран, составляя три четверти от их общего объема (см. табл. 2)7. Так, даже в начале XXI в. инвесторы

из бывшей метрополии занимали доминирующие позиции в структуре иностранных инвестиций.

Однако уже к концу 2008 г. доля прямых инвестиций из ЕС в их

Распределение ПИИ в Южную Африку по отраслям

Отрасли: % млрд рандов % млрд рандов %

Добыча полезных 34 195,4 31 289,8 34

Промышленность 24 204,8 32 242,2 28

Финансы и услуги 36 182,4 29 235,0 27

Торговля и сервис 4 31,0 5 31,1 4

Транспорт и связь 2 15,5 2 64,9 7

Другие 0 3,6 1 3,6 0

Всего 100 632,6 100 866,7 100

* $1 = 9,6 ранда (по курсу на конец 2008 г.)

** $1 = 7,5 ранда (по курсу на конец 2009 г.).

Составлено по: Arvanitis А. Post-Apartheid South Africa: the First Ten Years. Chapter 5. Washington: IMF, 2006, р. 67; South African Reserve Bank (SARB) Quarterly Bulletin. № 254 (Dec. 2009), p. 96-97 — http://www.reserve-bank.co.za/internet/Publication.nsf/LADV/62CF4182A2D8D1F2422576880027 8F67/$File/BOP122009.pdf; и № 259 (Mar. 2011), p. 96-97 — http://www.res-bank.co.za/Lists/News%20and%20Publications/Attachments/3779/Statisti cal%20Tables%20-%20International%20economic%20relations.pdf

Распределение ПИИ в Южную Африку по происхождению

Страны: % млрд рандов % млрд рандов %

Великобритания 73 342,5 55 468,0 54

Германия 6 47,0 7 58,1 7

Нидерланды 3 32,2 5 91,4 11

Другие (Европа) 5 70,6 11 79,9 9

США 5 47,2 7 55,8 6

Азия 3 68,2 11 81,4 9

Другие 5 25,0 4 32,0 4

Всего 100 632,6 100 866,7 100

Составлено по: Arvanitis А. Post-Apartheid South Africa: the First Ten Years. Chapter 5. Washington: IMF, 2006, р. 68; SARB Quarterly Bulletin. № 254 (Dec. 2009), p. 88-91 и № 259 (Mar. 2011), p. 88-91.

общем объеме сократилась приблизительно до 75%, а доля британских инвестиций — до 55%. В то же время сильно выросла — с 3% до 11% — доля азиатских инвестиций. Фактически, в течение короткого срока наметилась диверсификация источников ПИИ.

Похожую картину можно было наблюдать и в конце 2009 г., хотя доля нидерландских инвесторов увеличилась.

По формам инвестиций большая часть ПИИ — это инвестиции в уже существующие активы. Таким образом, трансграничные операции по слиянию и поглощению (СиП) компаний составляют основную часть ПИИ — более 60% от их объема. Реструктуризация и распродажа государственного имущества были одним из важных факторов, который способствовал привлечению ПИИ. К примеру, продажа государственного пакета акций компании Telcom в 1997 г. и авиакомпании South African Airways в 1999 г. привлекли иностранные инвестиции. В то же время инвестиции в создаваемые «с нуля» предприятия достаточно редки8.

ПРЯМЫЕ И ПОРТФЕЛЬНЫЕ — КАКИЕ ВЫГОДНЕЕ?

Прямые иностранные инвестиции считаются более устойчи-

вой формой притока частного капитала, который способствует внедрению новых технологий и доступу к новым рынкам. Однако иностранные капиталовложения в ЮАР состоят в основном из портфельных инвестиций. В этом плане она отличается от других стран, которые находятся на похожем уровне развития, где основной источник иностранного капитала — именно ПИИ9.

Одна из причин относительно небольшого объема прямых иностранных инвестиций в ЮАР -высокий уровень концентрации экономики в руках ограниченного числа компаний. Иностранным инвесторам проще вкладывать в уже существующие компании, чем создавать новые произ-водства10. Это обстоятельство объясняет и то, почему в общем объеме ПИИ преобладают крупные единичные сделки по приобретению пакетов акций крупных компаний. Иначе говоря — портфельные инвестиции.

Такой тип капиталовложений требует постоянного контроля и анализа, так как внезапные изменения в поведении рынков могут привести к полномасштабному и резкому оттоку капитала. Именно это произошло во время азиатского финансового кризиса в 1997 г. и финансового кризиса в России в 1998 г.11 После начала

нынешнего мирового финансового кризиса то же самое произошло и в ЮАР: за четвертый квартал 2008 г. иностранные инвесторы вывели с фондового рынка ЮАР активов на сумму в 57,3 млрд рандов ($5,96 млрд)12. Однако уже в первом квартале 2009 г. отток капитала сменился притоком в размере 10,1 млрд рандов*13. А в целом за 2009 г. объем портфельных инвестиций, вложенных в ЮАР, вырос на 137 млрд рандов14, что говори

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Современное состояние рынка инвестиций в юар

Кочетова О., Центр глобальных и стратегических исследований, Институт Африки РАН.

В настоящее время курс реформ, начатых Правительством ЮАР, нацелен на привлечение дополнительных иностранных инвестиций, так как они являются одним из ключевых факторов экономического роста страны и условием для вхождения в международное экономическое сообщество. В настоящее время для достижения стабильного экономического роста основными задачами Правительства являются:

  • создание благоприятного инвестиционного климата;
  • повышение эффективности и роста производства.

В 2004 г. Правительством была поставлена цель достичь 25% годового роста ВВП к 2014 г. В январе 2005 г. рейтинговое агентство Moody’s присвоило ЮАР инвестиционный рейтинг Ваа1, агентства Standard & Poor и Fitch также оценивают инвестиционный климат ЮАР как благоприятный.

Правительство страны способствует развитию внутренней и внешней торговли путем снижения различных тарифов и сборов, а также через упразднение большинства налогов на импорт и таможенных сборов. Министр торговли и промышленности представил точку зрения Правительства на привлечение иностранных инвестиций: «. Мы искренне надеемся на повышение интереса к нашей стране со стороны мирового экономического сообщества, что, по нашему мнению, будет способствовать экономическому росту страны. Мы собираемся достичь устойчивого роста в коммерческой и производственной сферах, обеспечить рост занятости населения». В продолжении речи министр подчеркнул, что с началом новой эры демократического правительства в 1994 г. Южная Африка эффективно придерживалась обозначенных перед выборами целей и принципов. За прошедшее десятилетие была образована сильная предпринимательская культура, и сейчас местные предприниматели готовы к сотрудничеству с международными партнерами. Кроме того, в ЮАР имеются передовые технологии и разработки, которыми она готова поделиться со своими деловыми партнерами.

В настоящее время привлечение иностранных инвестиций ведется во все секторы экономики, для этого не требуется получения согласований от правительства ЮАР, и практически не существует ограничений по видам инвестиционных проектов. Информация о динамике развития экономики ЮАР («Investor’s Handbook») регулярно публикуется Торгово-промышленным департаментом.

Экономическая и политическая стабильность, достигнутая за последнее десятилетие, создает предпосылки для развития отечественных и вхождения на рынок иностранных предприятий. Во всех секторах экономики имеются проекты, требующие значительных инвестиций, и предполагающие высокую доходность. Южноафриканское агентство торговли и инвестиций (ЮАТИ) предоставляет информационные и организационные услуги инвесторам, реализующим проекты в ЮАР. В число услуг ЮАТИ входят:

  • сбор и издание информации по секторам экономики и отраслям производства;
  • создание совместных предприятий с иностранными компаниями и управление инвестиционными проектами и др.;
  • логистические услуги.

В целях привлечения инвестиций в различного вида производства местные власти также создают благоприятные условия для инвесторов: идут на снижение арендной платы за землю и строения, покрывают часть расходов компании на передислоцирование производств и сотрудников, предоставляют жилье представителям компаний-инвесторов и т.д.

Однако внешняя политика ЮАР и многочисленные регулирующие структуры зачастую служат препятствием новым инвестициям и ограничивают рост доходов фирм, уже работающих в ЮАР. До недавнего времени иммиграционное законодательство являлось пережитком эры апартеида и не принимало во внимание политические и экономические изменения и открытие южноафриканского рынка. В мае 2002 г. Парламент одобрил новый закон об иммиграции физических и деятельности иностранных юридических лиц в ЮАР, соответствующий современной политической ситуации в стране.

Финансовый сектор в Южной Африке развит, единственной проблемой для иностранных инвесторов является преобразование и передача капитала. Товарооборот на южноафриканском валютном рынке значителен и достигает в среднем 1 млрд. долл. ежедневно (данные за май 2003 г.). Для иностранных фирм, желающих вложить капитал в акционерные общества, не существует никаких ограничений. При получении прибыли иностранное юридическое лицо-нерезидент обязано представить в соответствующие органы контроля справку из налоговых органов их страны о том, что налог на полученную в ЮАР прибыль был уплачен в соответствии с законами той страны, чьими резидентами они являются.

Валютный контроль в Южной Африке осуществляет Отдел валютного контроля Южноафриканского Резервного Банка (ЮАРБ) через коммерческие банки, которые являются уполномоченными валютными дилерами. Также ведется учет капитала, ввезенного в ЮАР. Банки обязаны предоставлять информацию по каждой крупной сделке, совершенной с иностранными компаниями, в случае, если деньги поступают на счет южно-африканских фирм. Для получения ссуд от организаций, не входящих в единую валютную зону, южноафриканским жителям требуется получение одобрения Департамента валютного контроля. Как правило, одобрение предоставляется, если срок погашения ссуды составляет не менее одного месяца, а процентная ставка является средней по рынку.

Прогресс либерализации валютного контроля начался в 1994 г., и многие средства контроля капитала нерезидентов были упразднены в 1995 г. В июне 1997 г. был принят закон, значительно смягчающий контроль над доходами резидентов, в том числе был снят контроль над операциями по текущему счету. С 1 июля 1997 г. граждане ЮАР, достигшие 18 лет, и налоговые резиденты получили возможность вкладывать капитал за границей в размере до 500000 рэндов. В настоящее время сумма увеличена до 750000 рэндов. Лица, желающие вывезти более 750000 рэндов, после согласования данной операции в Отделе валютного контроля резервного банка ЮАР будут обязаны заплатить пошлину в размере 10% от суммы вывозимого капитала.

В октябре 2004 г. министр финансов в Плане бюджета на среднесрочную перспективу объявил об ослаблении контроля над инвестиционной деятельностью внутри международных корпораций. Ранее максимальная сумма офшорных инвестиций в проект составляла 2 миллиарда рэндов для проектов в Африке и 1 миллион рэндов для проектов в других странах. В результате изменений корпорации получили право осуществлять прямые иностранные инвестиции в проекты за границей, а физические лица — право на участие в формировании уставного капитала и финансировании заграничных компаний, зарегистрированных на Южноафриканской бирже. Однако, несмотря на отсутствие ограничений размеров прямых иностранных инвестиций, южноафриканские корпорации обязаны получить разрешение резервного банка на вывоз капитала. Изменения не затронули пенсионные фонды, страховые компании, взаимные фонды (доверительные паевые фонды), а также физических лиц. По расчетам снижение государственного регулирования инвестиций и ослабление валютного контроля позволят к 2014 г. достичь уровня инвестиций в размере 25% от ВВП.

Таблица 1. Средний курс доллар/рэнд

Таблица 2. ВВП (в миллиардах рэндов) и ПИИ в процентах от ВВП

Таблица 3. Приток ПИИ в ЮАР по странам/регионам (в миллиардах рэндов и долларов США)

26 февраля 2003 г. министром финансов был озвучен дальнейший план по ослаблению валютного контроля. Изменения включали в себя прежде всего увеличение лимитов финансирования заграничных проектов южноафриканскими компаниями, в том числе расширение сфер вложения прямых иностранных инвестиций.

После выборов в апреле 2004 г. Правительство ЮАР обнародовало планы по реструктуризации принадлежащих государству предприятий и приостановления процесса приватизации. Эти меры принимаются для достижения двух целей: сокращения безработицы и достижения экономического роста.

На различных уровнях приватизации находятся основные игроки: Eskom (генерация и распределение электроэнергии), Denel (оборона), Transnet (транспортировка) и Telkom (телекоммуникации). Компания Eskom производит почти 94% электричества Южной Африки, получает существенную прибыль и имеет товарооборот почти 30 миллиардов рэндов ежегодно. Transnet доминирует в транспортном секторе и производит больше чем 3% ВВП ЮАР. Холдинг Transnet состоит из 13 компаний, вовлеченных в многомодульный транспорт, и включает железные дороги, авиалинию, порты и трубопровод. Transnet сообщил, что они смогут удержать только четыре направления. До мая 2002 г. согласно южноафриканскому законодательству компании Telkom была предоставлена монополия на определенные международные и отечественные телекоммуникационные линии. В настоящее время правительство находится на заключительной стадии формирования альтернативной компании — оператора телекоммуникаций, однако есть большие сомнения в том, что она сможет конкурировать с Telkom. В 2004 г. Консорциум Thintana, образованный США и Малайзией, продал свой 30-процентный пакет акций в Telkom, который был приобретен ими в 1997 г. почти за 2 млрд. долл.

По оценкам Правительства, прибыль от продажи активов государственных предприятий будет ниже, чем в предыдущие годы. Среди компаний для приватизации присутствуют в основном компании, не связанные с крупнейшими игроками, в том числе Южноафриканская управляющая компания аэропортов (ACSA), которая управляет девятью основными аэропортами Южной Африки.

В среднесрочных планах на приватизацию стоят компании Sentech (радиокомпания), Safcol (лесоводство), Почтовое отделение ЮАР и Denel (исследования, развитие и производство в оборонной промышленности), по расчетам Правительства эти компании могут представлять интерес и для вложения иностранного капитала.

Что касается прав собственности на производственные активы и на землю, можно смело утверждать, что это один из наиболее проработанных в законодательном плане аспектов. В частности, с 1924 г. не зарегистрировано ни одного акта о конфискации или национализации инвестиций в Южной Африке. Согласно Закону о Конфискации от 1975 г. и Поправке к Закону о Конфискации от 1992 г. государство вправе конфисковать собственность для удовлетворения общественных потребностей. Решение о конфискации принимается местной администрацией. Компенсация за конфискованное имущество определяется в размере цены объекта, по которой он мог быть продан в условиях свободного рынка.

Неравномерное распределение активов — одно из наиболее очевидных последствий апартеида — особенно касается собственности на землю. В целях защиты интересов черного населения ЮАР в рамках Программы развития сельского хозяйства была принята реформа по обеспечению населения землями сельскохозяйственного назначения. Реформа проходит успешно, и Правительство регулярно сообщает об оперативном обеспечении доступа исторически угнетенных расовых групп к сельскохозяйственным землям. В случаях, где имела место конфискация, потери землевладельцев были полностью компенсированы.

Все соглашения, касающиеся оплаты прав использования ноу-хау, патентов, торговых марок, авторских прав и пр., проходят согласование в органах валютного контроля. Различие сделано между товарами народного потребления и средствами производства. Для товаров народного потребления размер лицензионного платежа составляет до 4% фабричной отпускной цены. Для регистрации средств производства лицензионный платеж может составлять до 6%.

В целом процедура создания и деятельность коммерческих предприятий в ЮАР регулируются Актом о Южно-африканских компаниях от 1973 г. Основным же правовым регулятором внешней торговой деятельности предприятий, зарегистрированных на территории ЮАР, является Акт о регулировании внешней торговли от 2002 г. В Акте прописан порядок расчета таможенных сборов, а также анти-демпинговые и компенсационные меры. Согласно данному Акту был создан Комитет по управлению внешней торговой деятельностью. Комитет осуществляет контроль над деятельностью предприятий, ведущих торговлю с иностранными предприятиями, в целях предотвращения демпинга, неправомерного использования льгот на уменьшение налога на импорт и т.п. Комитет также ведет информационную работу с коммерческими предприятиями: выпускает информационные бюллетени об изменениях в правовой и налоговой базах.

Согласно Акту о Южноафриканских компаниях от 1973 г. любая организация со штатом сотрудников более 20 человек должна быть зарегистрирована как компания, что подразумевает наличие всех прав и ответственности, включая налогообложение и финансовую отчетность, и отсутствие льгот, предоставляемых индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям. Это относится и к иностранным юридическим лицам, за исключением того, что они имеют право выбирать вид регистрации: можно зарегистрироваться в ЮАР или вести деятельность как «иностранная компания». Юридически права «иностранной компании» не отличаются от прав южноафриканской компании.

Формально для регистрации иностранной компании как юридического лица не требуется прохождения дополнительных согласований, кроме тех, которые предписаны для других юридических лиц. Однако, чтобы зарегистрировать свое представительство на территории ЮАР, иностранная компания обязана прибегнуть к помощи компании — консультанта по правовым вопросам и аудиту. Разрабатывается план работы, заполняются необходимые формуляры, после этого следует регистрация в налоговых органах, и через 21 день компания получает право начать свою деятельность на территории ЮАР.

Иностранные компании могут осуществлять деятельность в любой провинции ЮАР и практически в любом секторе экономики. Как правило, запреты и ограничения по ведению операций в том или ином секторе экономики одинаковы для иностранных и южноафриканских коммерческих компаний. Очень немногие ограничения применяются исключительно к иностранным компаниям. Например, иностранный банк, открывающий представительство в ЮАР, для получения банковской лицензии обязан принять на работу определенное количество местных жителей. Ограничения существуют относительно собственности иностранных компаний на недвижимость. Иностранные компании обязаны зарегистрироваться в ЮАР как компании-нерезиденты, прежде чем недвижимое имущество сможет быть зарегистрировано на их имя.

Все компании, будь то малое предприятие или крупный промышленный холдинг, обязаны получить от местных властей лицензию на ведение бизнеса. Лицензия не теряет своей силы в случаях перемещения производства, смены адреса или при смене владельцев. Для получения лицензии компания должна подать документы в Региональный совет, Министерство труда, в государственную службу контроля над доходами и в Управление таможенных пошлин и акцизных сборов.

Владельцы патентов и торговых марок могут получить лицензию на них, но в случаях, когда это влечет за собой осуществление платежей лицензиару-нерезиденту, соглашение о лицензионном платеже должно быть одобрено DTI. Патенты предоставляются на срок 20 лет, обычно без возможности продления. Лицензии на использование торговых марок действительны в течение периода 10 лет и могут быть продлены на любое количество периодов сроком по 10 лет. Держатель патента или торговой марки платит ежегодный сбор для сохранения права использования патента или торговой марки.

Немаловажным фактором, повышающим уровень иностранных инвестиций в страну, является сформировавшийся рынок финансовых услуг. Банки Южной Африки работают в соответствии с международными банковскими стандартами и образуют одну из самых сложных банковских систем в развивающихся странах. Политические преобразования в Южной Африке наряду с ослаблением валютного контроля и либерализацией экономической системы означают, что в настоящее время у южноафриканских банков есть ресурс для обеспечения глобальных услуг через представительства за границей, также есть предпосылки для увеличения присутствия иностранных банков в Южной Африке. Рынок финансовых услуг в Южной Африке характеризуется тесными взаимосвязанными отношениями между крупными банками и страховыми компаниями. Также хорошо развит рынок ценных бумаг, за последние несколько лет резко увеличилось число нерезидентов, участвующих в операциях с ценными бумагами.

У Южной Африки подписаны двусторонние инвестиционные соглашения с Аргентиной, Австрией, Бельгией, Канадой, Чили, Чехией, Финляндией, Францией, Германией, Грецией, Маврикием, Нидерландами, Южной Кореей, Испанией, Швецией, Швейцарией, Турцией и Великобританией. С января 2001 г. в ЮАР действует система налогообложения, когда резиденты уплачивают подоходный налог по месту жительства (регистрации), вне зависимости от того, в какой стране мира доход получен. Ставка подоходного налога для юридических лиц составляет 35%. Также в ЮАР применяется налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 14%.

В целях создания благоприятных условий для деятельности иностранных компаний в феврале 2003 г. министр финансов подписал несколько постановлений об освобождении компаний от уплаты налогов, в том числе о применении ускоренной амортизации для производственных активов, также в соответствии с практикой других стран налогооблагаемая база компаний снижается в случаях, когда доходы от продажи активов компании повторно инвестируются в течение 18 месяцев.

Также в 2003 г. были впервые приняты меры для привлечения инвестиций в городское хозяйство. Было объявлено, что инвестиции в восстановление исторически ценных зданий и в новое строительство будут давать право на определенные налоговые льготы. При этом срок амортизации отреставрированных зданий составляет пять лет, а списание вновь построенных производится по следующей схеме: 20% в течение первого года и по 5% в течение последующих 16 лет. Данная схема выгодна как для собственников зданий, так и для инвесторов. В целях поддержания инфраструктуры отстающих провинций правительством разработаны дополнительные меры по привлечению инвестиций. Как правило, они включают в себя освобождение от налога на прибыль в течение определенного периода времени (в зависимости от вида объекта инвестиций).

Статистические данные о прямых иностранных инвестициях (ПИИ) являются общедоступной информацией, но данные зачастую различаются в зависимости от источников информации и методов расчета. Поскольку статистические данные ЮАРБ предоставляют только общие цифры для объединенных потоков из всех стран, наблюдатели также часто консультируются с более точной и обновленной информацией, полученной от «Деловой Карты» (Business Map).

Немаловажным аспектом при привлечении ПИИ является борьба Правительства ЮАР с коррупцией. Закон Южной Африки о борьбе с коррупцией предусматривает судебное преследование правительственных чиновников, которые требуют или принимают взятки. Наказание за предложение или принятие взятки может быть административным, в виде уплаты штрафа или уголовным для граждан ЮАР, иностранные граждане могут быть высланы из страны.

В Южной Африке работает не менее десяти антикоррупционных организаций. Некоторые из них, такие, как Комиссия по вопросам обслуживания населения, Управление аудита и Управление общественных защитников, считают борьбу с коррупцией только частью своих обязанностей. Другие организации, такие, как Антикоррупционное управление полиции ЮАР и Управление по спецоперациям (более известное как «Скорпионы»), занимаются исключительно борьбой с организованной преступностью и коррупцией. Президент Мбеки подписал «Акт о мерах предотвращения и борьбы с коррупцией» 28 апреля 2004 г. В Акте приведен список действий, подпадающих под определение коррупции, также обозначена ответственность для лиц, причастных к коррупции, в том числе конфискация необъясненного дохода.

За 10 лет после ликвидации апартеида проведена огромная работа по созданию новой экономической и политической структуры государства, по установлению качественно новых взаимоотношений с мировым экономическим сообществом и по регулированию внешней экономической деятельности. В настоящее время Правительством страны проводится успешная политика по созданию благоприятного инвестиционного климата, ведущие рейтинговые агентства оценивают его как благоприятный. Создана законодательная база, регулирующая деятельность инвесторов на территории ЮАР. Таким образом, ожидается приток иностранного капитала в экономику ЮАР, который будет использован практически во всех отраслях экономики, в том числе в сфере строительства новых промышленных объектов и организации производств, в строительстве качественного жилья и объектов инфраструктуры.

Источники: http://econ.bobrodobro.ru/148311, http://naukarus.com/yuar-na-afrikanskom-i-mirovom-investitsionnyh-rynkah, http://wiselawyer.ru/poleznoe/20545-sovremennoe-sostoyanie-rynka-investicij-yuar

Комментировать
0
244 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно