Модернизация коммунального комплекса. Привлечение в отрасль частных инвестиций
Модернизация коммунального комплекса – одно из ключевых направлений работы Минстроя России. В связи с тем, что модернизировать сферу ЖКХ необходимо в условиях ограничения роста тарифов и при минимальном использовании бюджетных средств, государство принимает меры по привлечению частных инвестиций в отрасль.
В настоящее время фактически завершена работа по подготовке нормативной базы, направленной на создание условий для привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство.
Принято порядка 30 нормативных правовых актов, в том числе 16 за последние полгода. Взят курс на переход к долгосрочному инвестиционному планированию и тарифному регулированию. Утверждены ключевые законодательные изменения, направленные на создание условий для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ, формирующие новые «правила игры».
Сегодня основная задача состоит в методическом сопровождении внедрения данных правил, а также эффективном выполнении нового законодательства региональными и местными властями.
В этой связи для субъектов Российской Федерации Минстроем России подготовлен модельный комплекс мер («дорожная карта») развития жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации, содержащий подробный перечень мероприятий, обеспечивающих реализацию на региональном и муниципальном уровнях всех федеральных решений в сфере ЖКХ (модернизация коммунальной инфраструктуры, повышение качества коммунальных услуг, работа региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, повышения прозрачности отрасли и другие). Такие комплексы мер должны быть утверждены в каждом регионе в течение 2014 года и станут одним из условий предоставления финансовой поддержки регионов за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Для участников рынка, регионов, муниципалитетов, банков, инвесторов Минстроем России организована работа по формированию реестра лучших практик частного инвестирования в отрасль, что даст возможность изучать, пользоваться и тиражировать успешный опыт.
Уже сейчас в регионах реализуются более 70 инвест-проектов на общую сумму более 227 миллиардов рублей. Из них более 139 миллиардов рублей (61%) составляют средства частных инвесторов.
Пути привлечения инвестиций в сферу жкх
Библиографическая ссылка на статью:
Ерофеев А.А. К вопросу о формах и механизмах привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбург) // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12782 (дата обращения: 23.09.2018).
В последние десятилетия, в связи с возросшими темпами строительства нового жилья в городах, жилищно-коммунальное хозяйство требует к себе повышенного внимания муниципальных образований. Объясняется это тем, что практически за весь предыдущий советский период и в конце 1990-х гг. потребности этой отрасли финансировались за счет государства. На смену прежней модели расчётов за услуги по социально низким ценам с большей долей государственной поддержки, пришла новая – с участием населения и характеристиками рыночного характера – самоокупаемостью, конкурентоспособностью, привлекательностью для частного капитала и т.д. С учетом того, что жилье стало не только объектом купли-продажи, но используется и как финансовый инструмент (объект спекуляции), произошли сокращение бюджетного финансирования и переадресация затрат по содержанию коммунальной инфраструктуры на население. В этих условиях одной из актуальных проблем в социально-экономической сфере является предоставление потребителям качественных услуг, что связано с необходимостью повышения эффективности работы ЖКХ.
Состояние современных российских городов, где проживает более 70% жителей страны и обеспечение благоприятных условий для деятельности населения, непосредственно зависит от уровня состояния ЖКХ. Качественное снабжение жилищного, производственного и транспортного фонда водой, теплом, электроэнергией, благоустройство территорий требует пристального внимания, прежде всего, органов местной власти. В частности, это касается поиска источников финансирования и выделения значительных объемов финансовых средств и ресурсов на эту отрасль.
В настоящее время причинами кризисных явлений в ЖКХ в основном являются не только устаревший жилой фонд и изношенные коммуникационные сети, зачастую требующие полной замены, но и слабое финансирование отрасли из государственного бюджета. Как следствие из-за отсутствия доступа организаций ЖКХ к долгосрочным инвестиционным ресурсам происходит неуклонный износ основных фондов, а реконструкция и совершенствование коммунальной инфраструктуры нередко осуществляется за счет повышения тарифов и увеличения стоимости услуг. Таким образом, качественное управление объектами коммунальной сферы и жилым фондом затруднено, в первую очередь, из-за недостатка финансовых средств.
Эффективность управления системой ЖКХ муниципальных образований зависит от налаженного взаимодействия с инвестиционными организациями. В современных условиях как жилищно-коммунальной отрасли в целом, так и каждому отдельному жилищно-коммунальному предприятию в частности, необходима диверсификация источников финансирования с целью обеспечения устойчивого функционирования и развития.
Для привлечения финансовых средств в жилищно-коммунальное хозяйство необходимо, чтобы оно было привлекательно для инвесторов и позволяло бы им осуществлять устойчивую хозяйственную деятельность, окупая свои вложения. В первую очередь, отрасль может быть привлекательна для инвесторов постоянной востребованностью услуг, устойчивостью спроса, наличием гарантированного сбыта. Это подтверждается тем, что в России постоянно увеличивается объем жилищного фонда (2000 г. – 2787 млн. кв.м. общей площади жилого фонда, 2014 г. – 3229 млн. кв.м.) [1]. Также на привлечение частного капитала может оказать влияние использование механизмов по сбережению энергоресурсов за счет применения современного оборудования и технологий, централизованного оснащения домов и квартир приборами учета и экономии воды и электроэнергии.
Возможные варианты механизмов привлечения инвестиций в ЖКХ определены спецификой данной отрасли. При этом критериями выбора в каждой конкретной ситуации должно стать привлечение необходимых инвестиций и минимизация роста тарифов. В частности, к таким механизмам на сегодняшний день можно отнести:
1. Аренду основных фондов, являющихся муниципальной собственностью.
2. Концессии, через системы ВОТ (Build (строительство), Operate (эксплуатация), Transfer (передача)) и BOOT (Build (строительство), Own (собственность), Operate (эксплуатация) и Transfer (передача)).
3. Приватизацию основных фондов по принципу BOO (Building (строительство), Operation (эксплуатация), Own (собственность)).
4. Бюджетное финансирование.
5. Облигационные займы.
С применением этих экономико-правовых схем у инвестора, как правило, возникает право собственности либо общая долевая собственность на объект капитальных вложений.[2]
Однако, следует учитывать, что привлечение инвестиций может быть затруднено наличием рисков, которые во многом обусловлены социальной значимостью услуг, спецификой отрасли, характером взаимоотношений между производителем и потребителем услуг, неразвитостью рыночных отношений. Среди них можно выделить тарифный, законодательный, политический, социальный, финансовый, инфраструктурный, инвестиционный риски.
В целях повышения инвестиционной привлекательности структурных элементов жилищно-коммунального хозяйства, как правило, реализуются следующие мероприятия:
— проводится инвентаризация и технический аудит объектов ЖКХ, что позволяющее определить их реальное состояние с целью формирования инвестиционной программы и оценки инфраструктурных рисков;
— разрабатываются планы развития жилищно-коммунальной инфраструктуры, включая инвестиционные программы муниципальных предприятий, дающие инвесторам возможность окупать свои вложения;
— создаются программы постепенного вхождения в коммунальное хозяйство частного бизнеса;
— разрабатывается эффективная система учета обязательств потребителей коммунальных услуг для соблюдения платёжной дисциплины;
— формируется система преференций для инвесторов.
Немаловажное значение в современных условиях приобретает наличие в отрасли ЖКХ конкуренции, которая стала необходимой для преодоления негативных последствий монополизма отдельных организаций. Для этого органы местного самоуправления могут применять такие формы, как:
— муниципальный заказ на обслуживание жилищно – коммунальных объектов;
— создание на основе договоров системы расчетов за оказание жилищно – коммунальных услуг;
— привлечения для работы организаций с различными формами собственности
на равноправной основе и т.д.
Таким образом, несмотря на то, что бизнес-процессы в жилищно-коммунальной сфере во многом характеризуется определенной сложностью и рискованностью, все же они являются привлекательными для инвесторов. При этом роль органов местного управления заключается в формировании выгодных для всех сторон условий привлечения средств в отрасль, так как благодаря участию частного бизнеса возможно снижение нагрузки на бюджет, повышение качества услуг и уменьшение их себестоимости.
Город Екатеринбург лидирует в Уральском регионе по количеству привлеченных институциональных инвесторов, включая инвестиционные компании и фонды инвестиций. Большой потенциал имеет здесь и малый бизнес.
Направления текущей инвестиционной политики города отражены в «Стратегическом плане развития муниципального образования «город Екатеринбург» до 2020 г.», утверждённом решением Екатеринбургской городской Думы от 26.10.2010 № 67/30 [3]. Одной из основных задач этого проекта является увеличение капиталовложений в экономику г. Екатеринбурга за счет усиления его инвестиционной привлекательности. Для достижения этой цели были определены магистральные направления, включая законодательное обеспечение, создание Экспертного инвестиционного совета с участием представителей органов самоуправления, кредитных организаций, консалтинговых компаний и отраслевых экспертных бизнес-советов и др. Выполнение этой программы призвано значительно улучшить ситуацию в экономике города и благотворно повлиять в том числе, и на сферу ЖКХ.
Жилищно-коммунальное хозяйство г. Екатеринбурга – сложное образование, включающее множество объектов инженерной инфраструктуры: предприятия, организации, представляющие услуги водо-, газо-, тепло-, электроснабжения, канализации, органы управления. Весь этот комплекс требует к себе повышенного внимания органов власти и управления. Так, например, только по сетям водоотведения можно отметить, что магистральные коллекторы были заложены в 30-е и 60-е годы XX века. Поскольку часть из них возводилась из железобетона (15% от общей протяженности сетей) их изношенность составляет от 70% до 100%. Остальная часть сетей водоотведения выполнялась из керамических (33%), чугунных (29,5%) и асбоцементных (19%) труб. По состоянию на 2014 г. более половины коммуникаций имеют износ свыше 70%, причем 38% (407 км) из них – 100%.[4]
Техническое состояние разводящих и потребительских сетей и сооружения водоподготовки главного предприятия в системе водоснабжения и водоотведения г. Екатеринбурга МУП «Водоканал» не обеспечивают соблюдения необходимых нормативных требований по поставке качественной питьевой воды
Для решения этих задач необходимо проведение мероприятий по организации плановых ремонтов, реконструкции существующих сетей, насосных станций и т.д.
Являясь крупным потребителем энергетических ресурсов, г. Екатеринбург испытывает острую необходимость в срочной модернизации энергетической системы.
В 2005 г. был принят «Генеральный план развития городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2025 года». Наряду со строительством новых жилых домов, объектов производственного назначения и социальной инфраструктуры, в нем предусмотрено значительное снижение потребления населением холодной воды (на 30- 40%) и расхода тепловой энергии (на 20 %) [5].
Сложившаяся ранее схема управления водоснабжением и отоплением жилых зданий г. Екатеринбурга формировалась без учета установки домовых и квартирных приборов учета воды и электроэнергии. А Водоснабжение снабжение водой осуществляют организации, экономические интересы которых, нередко, не согласованы.
Для обеспечения притока инвестиций в ЖКХ органам местного самоуправления следует стремиться к формированию единой социальной и финансовой политики, руководствуясь «Планом действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций» разработанным Правительством Российской Федерации от 22 августа 2011 года (№ 1493-р) [6].
Проблема привлечения инвестиций для стратегического направления модернизации инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «город Екатеринбург» решается путем частно – государственного партнерства. Так, с начала 2014-го года в г. Екатеринбурге реализуется государственная программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2020 года», утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 г.( № 1330-ПП) [7].
На сегодняшний день в Екатеринбурге из четырех инвестиционных программ, две выполнены и две находятся в стадии реализации. Причем, в каждой из них применялись свои формы и методы привлечения инвестиций в сферу ЖКХ.
Программа «Развитие системы централизованного теплоснабжения города Екатеринбурга на период с 2009 по 2013 годы» ставила задачи по обеспечению подключения новых объектов недвижимости к тепловым сетям путем их строительства. Для ее реализации было необходимо привлечение финансовых средств в размере 2 640 млн. руб. Финансирование программы осуществлялось путем оплаты за подключение к тепловым сетям, и краткосрочных банковских кредитов с процентной ставкой 12% годовых (общая сумма заемных средств составила 131 212 млн. руб. без учета платы за кредит). [8]
Инвестпроект «Развитие электрических сетей ОАО «Екатеринбургская электросетевая компания» на территории муниципального образования «город Екатеринбург» на 2010-2012 годы» предусматривал подключение новых потребителей к электрическим сетям и предоставление дополнительной мощности существующим путем строительства, расширения и модернизации электросетей рассчитанных на мощность (110/10 кВ.). Источником финансирования программы являлась плата за подключение к электрическим сетям, краткосрочный банковский кредит с процентной ставкой 14% годовых (320 млн. руб.), облигационный займ на 1000 млн. руб. (с выплатой купона 2 раза в год) и лизинг 264,8 млн. руб. [9]
Финансовые потребности инвестиционной программы «Развитие систем водоснабжения и водоотведения Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (МУП «Водоканал») на 2006-2015 годы» обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации услуг водоснабжения и водоотведения.Это достигается через часть надбавок к потребительским тарифам и платы за подключение к инженерно-техническим сетям, что в итоге за весь период должно составить 11,7 млрд. руб. [10]
Программа “Развитие системы теплоснабжения ЕМУП “Тепловые сети” на период с 2009 по 2013 год” была ориентирована на подключение новых потребителей к системе теплоснабжения с учетом снижения себестоимости. Финансирование осуществлялось за счет платы за подключение к сетям теплоснабжения и надбавок к тарифам на товары и услуги ЕМУП “Тепловые сети”. С учетом налога на прибыль и процентов по кредитам сумма средств на реализацию Инвестиционной программы составила 2577,43 млн. рублей.[11]
Таким образом, инвестиции в жилищно-коммунальное хозяйство города осуществляются путем кредитования, повышения тарифа на соответствующую коммунальную услугу и введения так называемой «инвестиционной составляющей». При таких формах инвесторами выступает население муниципального образования и сам орган местного самоуправления.
Привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства города Екатеринбурга с помощью использования форм государственно-частного партнерства пока используется недостаточно.
Согласно данным исследования проведенным электронным журналом «Сити-менеджер» в 2014 г., в отношении 12 российских городов-миллионников по комплексной оценке деятельности органов местного самоуправления и оценке полноты реализации полномочий городских властей в инвестиционной сфере г. Екатеринбург занимает не последнее место.
В городе действуют программы долгосрочного социально-экономического развития и финансового планирования, внедрены механизмы корректировки и мониторинга стратегии развития города с широким участием местного сообщества, но до сих пор отсутствует четкая инвестиционная стратегия.
Уровень финансовой поддержки сферы развития инвестиционной сферы имеет среднее значение, что обусловлено недостаточно ориентацией на целевую группу. Невысокий показатель прямого участия органа самоуправления в инвестиционном развитии города обусловлен сложившимся порядком распределения полномочий между государственными и муниципальными органами власти. Низкие значения показателей организационной и методической помощи, снижения уровня административных барьеров, а также информационного и нормативно-правового обеспечения инвестиционного процесса свидетельствуют о недостаточной работе органа местного самоуправления.
Блог об энергетике
энергетика простыми словами
ЖКХ: проблемы и пути решения. Инвестиционный климат
Вопросы развития и повышения эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства в нашей стране традиционно вызывают жаркие споры. Все чаще данные споры завершаются убеждением в необходимости привлечения инвестиций в сферу ЖКХ. Основная формула формирования привлекательного инвестиционного климата сколько проста, столько и сложна в реализации: чем более прозрачным и обоснованным будет становиться процесс осуществления инвестиционных проектов, тем больший объем инвестиций будет привлечен в данную сферу. Безусловно, есть нюансы. О них, а также о проблемах отрасли ЖКХ и инвестирования в нее мы и поговорим.
Но сначала попытаемся ответить на злободневный вопрос о целесообразности перехода на прямые расчеты с населением, минуя управляющие компании и прочих посредников. Именно такую схему работы сегодня предлагает ряд теплоэнергетических компаний. Как они утверждают, это должно благоприятно повлиять на платежную дисциплину потребителей. Отмечу, что речь идет именно о теплоснабжении. Возникает вопрос, действительно ли существует потребность в прямых договорах с потребителями и насколько они могут быть эффективны для решения долговой проблемы? На первый взгляд кажется, что желание отказаться от посредников весьма перспективное: управляющие компании больше не смогут повлиять на денежный поток от каждой квартиры до поставщика теплоэнергии, и это приведет к уменьшению дебиторской задолженности у ресурсоснабжающих организаций. То есть для ресурсника – это «плюс». Для владельца самой квартиры, в принципе, тоже особой разницы нет. В целом не имеет значения, чьи реквизиты будут написаны в квитанции. Разве что, квитанций этих станет не одна, а две, ведь сумма не увеличится. Зато, есть потенциальная возможность сэкономить, а если и не экономить, то платить по фактическому потреблению.
Однако когда мы вспомним, что говорим именно о теплоснабжении, то открываются некоторые неоднозначные моменты. Во-первых, это приборы учета. Сейчас более-менее распространены общедомовые приборы учета тепловой энергии, которые считают то количества тепла, которое потребил весь дом: и жильцы, и общие территории. Именно по показаниям этого общедомового прибора учета и идет расчет между организацией, производящей теплоэнергию, и управляющей компанией. Установка индивидуальных приборов учета в квартирах возможна только в многоквартирных домах с горизонтальной (поквартирной) разводкой систем отопления. Поэтому, в отличие от похожей ситуации с электроэнергией, рассчитываться владелец квартиры с ресурсоснабжающей организацией в большинстве случаев будет по нормативу, что сведет на нет потенциальную экономию.
Во-вторых, остается вопрос с общедомовыми нуждами на тепловую энергию. Управляющей компании все равно придется рассчитывать ее по нормативам или как разницу между показаниями коллективного и индивидуальных приборов учета.
В-третьих, в отличие от того же электроснабжения, не существует теплоснабжающиющих организаций, которые бы занимались только сбытом тепловой энергии, без ее производства или передачи. Поэтому, организациям придется создавать сбытовые подразделения, которые будут заниматься заключением индивидуальных договоров, их сопровождением, выставлением счетов. Либо потребуется заключать договора со сторонними организациями, которые за них эту работу сделают. В любом случае – это затраты, которые в результате лягут в тариф на тепловую энергию и приведет к его росту.
В-четвертых, совершенно точно вырастут затраты на юридические подразделения ресурсоснабжающих организаций. Ведь сейчас у них заключены договора с управляющими компаниями, поэтому в случае возникновения споров, в том числе по неплатежам, достаточно подать исковое заявление на управляющую компанию. А вот если договора будут с потребителями – физическими лицами, то придется судиться с каждым конкретным неплательщиком. Если прикинуть, что у организации 100 000 клиентов – физических лиц, из них 5% являются неплательщиками, то это нужно провести 5 000 судебных процессов. И затраты на это тоже лягут в тариф. В результате может оказаться, что благая попытка снизить издержки путем ликвидации лишних звеньев в цепочке может привести к росту тарифа более значительному, чем потенциальная выгода.
Возвращаясь к особенностям и трудностям повышения эффективности работы сферы ЖКХ в России в целом, стоит отметить, что годовой оборот в сфере ЖКХ превышает четыре триллиона рублей. Стоимость коммунальных услуг для конечного потребителя за последние восемь лет выросла примерно в три раза.
По доле расходов на оплату коммунальной инфраструктуры наша страна входит в пятерку лидеров с совокупным платежом чуть более 10% от уровня доходов. При этом процент износа основных фондов и аварийность остаются крайне высокими, эффективность и качество оказания коммунальных услуг — низкими. Несомненно, для развития сферы ЖКХ требуется привлечение инвестиций.
Однако инвестирование в сферу ЖКХ сталкивается с комплексом трудностей, в том числе ментального характера. Приведем несколько примеров. Так, в одной не-далекой-от-столицы-области все начиналось вполне оптимистично: при содействии региональных властей удалось договориться с оператором котельной, в планируемые сроки выполнить модернизацию оборудования за счет средств иностранного инвестора, согласовать уровень тарифа на ближайшие пять лет, который позволял бы вернуть эти инвестиции. К слову, тариф для конечного потребителя при этом не менялся: экономия достигалась за счет установки нового, более экономичного оборудования. Закончилась эта позитивная для нашего коммунального комплекса история меньше чем через год, когда исполняя команду «сверху» руководитель регионального органа регулирования был вынужден снизить тариф до уровня, при котором возврат инвестиций наступал не раньше, чем через 20 лет. В ответ на вопросы со стороны иностранцев: «Как такое может быть?» и «Мы же договаривались о других условиях», — руководителю «РЭКа» оставалось только пожимать плечами.
Есть и другой пример, иллюстрирующий особенности работы в сфере ЖКХ в нашей стране. Так, глава региона, расположенного в Центральной России, принимает решение о сокращении тарифа для теплоснабжающей организации. В очередной тарифной заявке «вырезается» сумма, затраченная на модернизацию собственного оборудования. Сумма не очень большая — 1,5 миллиона рублей: для населения это отразилось бы снижением тарифа менее чем на копейку, хотя эти расходы позволяли повысить эффективность работы оборудования, а значит на следующем шаге привести к экономии понятного размера средств и к снижению тарифа. Но губернатор считает, что платежи граждан сегодня важнее эффективности теплоснабжения завтра.
Совокупность таких «традиций», ставших уже негласными нормами, плюс отсутствие поддержки инвестора на уровне законодательства, приводят к неутешительной ситуации с инвестиционным климатом в коммунальной сфере.
Есть и положительные примеры повышения эффективности работы в сфере в ЖКХ в регионах. К примеру, в Региональной службе по тарифам ХМАО-Югры с осени 2011 года используется новый способ анализа затрат регулируемых организаций сферы ЖКХ – «метод индикаторов-нормативов». Также с 2010 года происходит поэтапное внедрение Единой информационной аналитической системы «ФСТ России – РЭК – Субъекты регулирования» (ЕИАС ФСТ России). С начала применения новой технологической платформы, потребителями услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения было сэкономлено около 700 млн руб. Поясним, что способ анализа затрат по «индикаторам-нормативам» заключается в сравнении затрат конкретной организации с лучшими показателями по региону, после чего подготавливается индивидуальный план повышения эффективности и снижения затрат для каждой организации. Таким образом, комплекс мер в ХМАО позволил: сэкономить значительные бюджеты; определить стратегические цели, достижение которых повысит эффективность работы регулятора и регулируемых организаций сферы ЖКХ; отранжировать все организации ЖКХ ХМАО и сравнить эффективность их работы; выявить проблемы, препятствующие повышению качества услуг предприятий ЖКХ. Что еще более важно – потребители, в результате, будут защищены от переплаты за услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Тем не менее, ситуация в области совершенствования работы сферы ЖКХ и привлечения в нее инвестиций остается сложной. Для преодоления сложившихся проблем необходимо активно и всесторонне привлекать инвестиции и оказывать сопровождение инвестиционных проектов в сфере ЖКХ. Данный процесс в России запущен и развивается. Помогает в частности принятие ряда постановлений о раскрытии информации в электроэнергетике и ЖКХ, начиная с 2004 года. Анализ данных открытых источников показывал и демонстрирует до сих пор существенную разницу в уровнях тарифов в одном и том же регионе.
Наличие таких различий в уровне тарифов также свидетельствует о необходимости привлечения инвестиций. Алгоритм определения «объектов», которые особенно требуют инвестиций, прост. Сначала ведется поиск данных о тарифах, значительно превышающих средний уровень. Затем определяется квалификация этого отклонения как ошибка данных или как инвестиционный сигнал, показывающий, что есть возможность для поиска более эффективного решения. В последнем случае запускается специально разработанная процедура оценки возможности реализации проекта. Если все благополучно — запускается сам проект. В России уже были реализованы и осуществляются проекты по замене устаревшего оборудования небольших котельных на современные газовые котлы, дающие возможность снизить реальные расходы на производство одной гигакалории тепла до десяти раз.
Немаловажно и заниматься продвижением технологических инноваций в коммунальный сектор: популяризировать передовые решения, распространять объективную информацию и «истории успеха», формировать базы добросовестных поставщиков. Стратегическая задача заключается в формировании реального рынка инновационных разработок в инфраструктурной сфере.
Нельзя не упомянуть еще об одной российской новации, направленной на улучшение инвестклимата в инфраструктурном секторе. Ей является создание Федеральной системы регистрации регуляторных контрактов. Замысел проекта заключается в защите интересов инвестора, когда оператор инфраструктурного объекта, инвесторы и органы власти размещают в единой информационной системе копии контрактов и инвестиционных программ с обосновывающими документами для гарантии соблюдения договоренностей в будущем. Механизм частично похож на регистратора в сфере обращения ценных бумаг. В настоящий момент прорабатываются юридические основания и организационные контуры данного проекта.
Еще одной любопытной российской разработкой является интернет-ресурс Мировая база цен и тарифов (www.worldtariff.pro), который открыт в декабре 2013 года. Это свод актуальных мировых цен на электроэнергию, отопление, водоснабжение (водоотведение), вывоз твердых бытовых отходов и услуги связи, содержащий помимо ценовых диапазонов на указанные услуги, совокупность технической, финансовой и социальной информации, разъясняющей величину и динамику тарифов. Сегодня сайт аккумулирует данные по электроэнергетике, но разработчики уже проработали концепцию по интеграции комплексной информации, касающейся тарифов на тепло- и водоснабжение. Разделы интернет-ресурса WTP-тепло и WTP-вода планируется запустить в первом полугодии 2014 года.
Итак, что же должно измениться во внешней среде для улучшения инвестиционного климата в инфраструктурном секторе и ЖКХ? Во-первых, необходимо завершить переход к долгосрочному регулированию, который реализуется в ряде нормативных актов федерального уровня. При этом нужно понимать, что в целом долгосрочное регулирование было возможно и ранее, но решение вопроса отдавалось на усмотрение регионов. Для завершения внедрения долгосрочного регулирования требуется не только возможность установить долгосрочные цифры, но и ввести долгосрочные методики и процедуры. Важно позволить участникам инвестиционного процесса реагировать не неизбежные изменения внешних условий согласно заранее оговоренным правилам, договариваться о действиях при том или ином варианте развития событий.
Во-вторых, важно осуществить переход на государственном уровне к оценке качества тарифного решения и качества работы регулятора на основании показателей инвестиционного климата. Зачастую сегодня для регулятора первостепенное значение имеет выполнение предельных индексов и задач по экономии, поставленных со стороны региональной власти. Способствовать позитивным изменениям в инвестиционной составляющей будет переключение внимания регулятора со «сдерживания тарифов» на достижение качественных изменений среды, роста объема инвестиций, улучшение показателей эффективности.
В-третьих, улучшение инвестиционного климата напрямую зависит от наличия надежных механизмов защиты интересов инвестора через развитие практики применения регуляторных контрактов. Речь идет о договоре между инвестором, оператором или собственником объекта инфраструктуры и регулятором о правилах взаимодействия в рамках реализации программы повышения эффективности или программы энергосбережения данного предприятия. Стороны берут на себя определенные обязательства, необходимые для успешной реализации инвестиционного проекта. Достигается соглашение о размерах и направлении инвестиций, плане осуществления инвестпроекта, величине тарифов, а так же о действиях и ответственности сторон в случае, если проект развивается по отличному от базового сценарию.
Наконец, рассмотрим финальную, но важнейшую по значению составляющую благоприятного инвестклимата. Данные о деятельности всех инфраструктурных организаций (имеющих признак монополии или нет) должны публиковаться и быть доступными любому желающему с помощью нескольких кликов «мышью». Задача государства — обеспечить полноту и достоверность раскрытия информации со стороны инфраструктуры. Ключевой эффект повышения эффективности работы инфраструктуры с применением открытых данных достигается при сравнении деятельности различных предприятий в похожих климатических и экономических условиях. Здесь на помощь приходят современные аналитические инструменты, позволяющие понять направления снижения издержек или повышения эффективности, а так же делают возможным регулирование методом аналогов.
Антон Воропаев, исполнительный директор Фонда развития инфраструктуры
Айрат Гиниятуллин, руководитель региональных проектов Института системного мониторинга
Статья опубликована в журнале «ЭнергоРынок» №2, 2014
Источники: http://www.minstroyrf.ru/trades/housing-and-utilities/21/, http://human.snauka.ru/2015/10/12782, http://energoworld.ru/blog/zhkh-problemyi-i-puti-resheniya-investitsionnyiy-klimat/