Соглашение по торговым аспектам инвестиций

СОДЕРЖАНИЕ
0
130 просмотров
29 января 2019

Соглашение о торговых аспектах инвестиционной политики (TRIMS).

Для привлечения прямых иностранных инвестиций и их регулирования правительства применяют два типа мер: требования, выполнение которых необходимо для осуществления инвестиционной деятельности (например, такие как, требования об отечественной составляющей, о местном производстве, об обязательности экспорта, о передаче технологий) и меры, направленные на стимулирование инвестиционной деятельности (например, такие как, займы и налоговые льготы). Цель установления требований, выполнение которых необходимо для осуществления инвестиционной деятельности – обеспечить, чтобы иностранные инвестиции содействовали развитию страны–получателя инвестиций и соответствовали целям политики, проводимой такой страной — получателем. Для стимулирования инвестиционной деятельности используется широкий круг мер налоговой и кредитно-денежной политики. В случае, когда такие «стимулирующие меры» касаются торговли товарами, они называются «инвестиционными мерами, связанными с торговлей» (ТРИМс). Некоторые ТРИМс влекут за собой требования, выполнение которых необходимо для осуществления инвестиционной деятельности. Во многих случаях, являясь частью общей стратегии, направленной на обеспечение экономического роста, индустриализации и передачи технологий, такие меры оказались крайне важными для многих развивающихся и некоторых промышленно развитых стран. ТРИМс использовались также в целях противодействия антиконкурентной практике и предпринимательской практике, препятствующей развитию торговли, особенно со стороны транснациональных корпораций.

Цель Соглашения по ТРИМс – устранить деформирующие торговлю последствия инвестиционных мер, принимаемых членами ВТО Данное соглашение не предусматривает каких-либо новых обязательств, оно лишь запрещает те ТРИМс, которые признаются несовместимыми с положениями Генерального соглашения по торговле товарами-1994г.(ГАТТ), распространяющимися как на сельскохозяйственные, так и промышленные товары. Определение мер, не совместимых с Соглашением (странами, где такие меры действовали), предусматривалось осуществить в течение 90 дней после 1 января 1995 г., т. е. даты учреждения ВТО.

Ожидалось, что промышленно развитые страны–члены ВТО отменят указанные меры в течение двух лет, в то время как развивающимся странам дали на это пять лет, а наименее развитым странам – семь лет. Соглашением предусмотрена определенная гибкость в отношении определения предельных сроков выполнения указанного требования странами, продемонстрировавшими трудности в выполнение данного требования, в связи с необходимостью решать задачи развития или по причинам финансового или торгового характера.

Что такое инвестиционный климат? Каково его состояние в отдельных странах и группах стран?

Инвестиционный климат — это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Он формируется под воздействием взаимосвязанного комплекса законодательно-нормативных, организационно-экономических, социально-политических и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в отдельных стране, регионе, городе.

Понятие «инвестиционный климат» применимо преимущественно для рыночной экономики, когда хозяйственная среда не поддается прямому управлению. Оно является наиболее общим критерием для размещения инвестиционных ресурсов. Инвестиционный климат складывается из совокупности экономических, социальных, политических, правовых и даже культурных условий, обеспечивающих привлекательность вложений в ту или иную область экономики, в конкретные предприятие, город, регион или страну. Оценки инвестиционного климата колеблются в границах от благоприятного до неблагоприятного. Благоприятным считается климат, способствующий активной деятельности инвесторов, стимулирующий приток капитала. Неблагоприятный климат повышает риск для инвесторов, что ведет к утечке капитала и затуханию инвестиционной деятельности.

Факторы, оказывающие влияние на инвестиционный климат, подразделяются по возможности воздействия на них со стороны общества на: * объективные (природно-климатические условия, оснащенность энергосырьевыми ресурсами, географическое местонахождение, демографическая ситуация и др.); * субъективные (связанные с управлением деятельностью людей). Инвестиционный климат тесно связан с инвестиционной политикой. Инвестиционная политика представляет собой совокупность мер организационного и экономического воздействия органов управления на уровне страны, региона, города или предприятия, направленных на создание оптимальных условий для вложения инвестиций. Инвестиционный климат выступает объектом воздействия инвестиционной политики. С одной стороны, он определяет стартовые условия для разработки инвестиционной политики, а с другой — является ее результатом. Эффективность инвестиционной политики измеряется степенью изменения инвестиционного климата в более благоприятную сторону.

Методы оценки инвестиционного климата весьма разнообразны. Они базируются на различных экономических, политических и финансовых показателях, по совокупности которых стране, региону или городу присваивается инвестиционный рейтинг. Рейтинг является важным показателем для инвесторов, большинство которых не в состоянии проводить самостоятельные детальные исследования, особенно внутри других стран, а ориентируются на оценки рейтинговых агентств. Поэтому повышение рейтинга всегда связано с притоком инвестиций, необходимых для экономического роста.

Дайте определение свободных экономических зон в мировой экономике, изложите их функции и приведите классификацию.

Под свободной экономической зоной следует понимать часть территории одного государства, на которой ввезенные товары обычно рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам, и не подвергаются обычному таможенному контролю.

Цели создания с точки зрения государства

• Привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг.

• Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала.

• Развитие экспортной базы.

• Апробация новых методов менеджмента и организации труда.

Цели создания с точки зрения инвесторов

• Освоение новых рынков сбыта.

• Приближение производства к потребителю.

• Минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин

• Доступ к инфраструктуре.

• Использование более дешёвой рабочей силы.

• Снижение административных барьеров.

• Торговые зоны (часть пространства, не входящая в таможенную территорию страны. Пример: порты)

• Промышленно-производственные зоны (=торговые зоны+импорт капитала)

• Технико-внедренческие зоны (=Исследования+инфраструктура (втч рекреация)+научный парк+импорт капитала)

• Сервисные зоны (зона третичного производства+льготы. Пример:банковские зоны)

Что такое оффшорные финансовые центры? Почему им уделяется в последнее время так много внимания?

Оффшор(англ. off-shore вне берега) — термин, применяемый для обозначения специфических мировых финансовых центров, а также некоторых видов банковских операций. Офшорные территории возникают, как правило, в странах с льготным или нулевым налогообложением, где взимается только фиксированный ежегодный сбор.

Офшорные финансовые центры — территории и страны, которые предлагают финансовые услуги.(Сейшелы, Болгария, Кипр, Невада и др.)

Оффшор Кипр является самой популярной низконалоговой юрисдикцией. Оффшорная зона Кипр имеет соглашения об устранении двойного налогообложения с более чем 30 странами, в том числе с Российской Федерацией и со многими странами-членами ЕС.

1. Соглашение по торговым аспектам инвестиций (тримс)

Соглашение по торговым аспектам инвестиций — ТРИМС было подпи­сано в ходе Уругвайского раунда переговоров ГАТТ в 1994 г. и вступило в силу с 1. января 1995 г. Его основная цель — прогрессивная либерали­зация мировой торговли и стимулирование международных инвести­ций для содействия экономическому росту стран-участниц, особенно развивающихся. ТРИМС учитывает специфику торговли, развития и финансовых потребностей развивающихся стран, прежде всего наиме­нее развитых.

Главная идея Соглашения, как записано в документе, связана с уменьшением возможного ограничительного эффекта инвестиций на торговлю. Чтобы избежать этого, страны-участницы не должны применять мер, связанных с торговыми аспектами инвестиций, ко­торые несовместимы со ст. III и XI Соглашения ГАТТ-94. Подобное обязательство требует применения национального режима и полной ликвидации количественных ограничений. При этом (с учетом со­стояния платежного баланса) развивающиеся страны могут времен­но отступать от положений ст. II в объеме, определенном ст. XVIII ГАТТ-94.

В ТРИМС не содержится определения инвестиций. В Преамбуле к Соглашению сказано лишь об ограничительном эффекте инвестици­онных мер на торговлю. В Приложении приведен Иллюстративный список применяемых мер, которые имеют силу иска, используются в административной практике и дают инвестору экономические пре­имущества. Эти меры нарушают положения ст. 111:4 (Национальный режим) и ст. XI: 1 (Общие правила количественных ограничений по ГАТТ-94).

Нормы Соглашения относятся к инвестиционным мерам, связан­ным только с торговлей товарами, и не распространяются на торговлю услугами.

Иллюстративный список мер ТРИМС

Иллюстративный список торговых аспектов инвестиционных мер, несовместимых с принципом национального режима:

• требование приобретения определенного количества или стои­мостного объема местной продукции;

• ограничение объема или стоимости импортных товаров, необхо­димых зарубежному инвестору, объемом или стоимостью экспорти­руемых товаров (или требование сбалансированности торговли).

Положения ТРИМС, несовместимые с обязательствами по ликви­дации количественных ограничений, включают в себя:

• ограничение импорта товаров, используемых в местном произ­водстве или имеющих к нему отношение, объемом инвестиций;

• требование экспорта или поставок на экспорт товаров в зависи­мости от объема или стоимости местного производства.

Запрещенные меры согласно ТРИМС включают в себя как практи­куемые средства регулирования, так и все формы преимуществ зару­бежного инвестирования, в том числе налоговые льготы и прямое суб­сидирование.

ТРИМС подразумевает общие обязательства национальных прави­тельств, принимающих необходимые меры по обеспечению соответст­вия этих мер мерам, применяемым региональными и местными властя­ми. Статья УГ.2 (Прозрачность) рекомендует странам-участницам уве­домлять Секретариат ВТО о публикациях мер ТРИМС, используемых на местном и региональном уровнях. Эти меры, не соответствующие нормам Соглашения, подлежат нотификации и должны быть ликвиди­рованы в соответствии со ст. V (Уведомление и Переходный период). Длительность этого периода дифференцирована с учетом уровня эконо­мического развития страны. Развитые государства должны ликвидиро­вать все ТРИМС в течение двух лет с даты вступления в силу, развиваю­щиеся страны — пяти лет, наименее развитые страны — семи лет.

Государственные предприятия (в том числе имеющие исключи­тельные или специальные права на куплю-продажу) подлежат регули­рованию в соответствии со ст. III (Национальный режим) и ст. XI (Общие правила количественных ограничений), а также со ст. XVII (Госу­дарственные торговые предприятия ГАТТ-94).

Одним из достоинств ТРИМС являются положения об инвестици­онной либерализации, в частности на основе применения недискри­минационного и справедливого режима — безусловного режима наибольшего благоприятствования и де-факто стандартного националь­ного режима.

Соглашение не позволяет странам сохранять исключения в отно­шении мер, противоречащих его нормам. Последние должны быть ли­квидированы к концу переходного периода. С целью сохранения рав­ных конкурентных преимуществ зарубежных инвесторов, имеющих фирмы на территории принимающих стран, положения Соглашения распространяются на вновь вкладываемые капиталы.

Соглашение также касается субсидирования национальных произ­водителей. В Иллюстративном списке запрещенных торговых аспек­тов инвестиционных мер указаны средства, позволяющие националь­ным компаниям получать преимущества. Хотя в ТРИМС понятие пре­имуществ четко не разъясняется, ясно, что речь идет о субсидиях. При этом можно заметить некоторое совпадение норм ТРИМС и ст. 3:1 (За­прет) Соглашения по субсидированию и компенсационным пошли­нам ГАТТ-94.

Все споры в рамках ТРИМС подлежат урегулированию в соответ­ствии с единой процедурой ВТО, предусматривающей автоматическое признание решений специально созданных групп экспертов и возмож­ность их пересмотра апелляционным органом. ВТО определяет основ­ные этапы разрешения споров: проведение консультаций между стра­нами; создание специальных групп экспертов; первые и вторые слуша­ния в группах; принятие решения и его возможный пересмотр апелляционным органом. Процедура рассчитана на 6—9 месяцев (12 месяцев — в случае апелляции). Статья VIII ТРИМС подчеркивает приверженность нормам ст. ХХН (Консультации) и ст. XXIV (Аннули­рование) по ГАТТ-94; спорные вопросы согласно Соглашению реша­ются на межгосударственной основе.

Недостатки и преимущества ТРИМС

• нормы относятся лишь к инвестиционным мерам, связанным с торговлей товарами, что ставит грань между торговлей товарами и тор­говлей услугами;

• Иллюстративный список запрещенных барьеров определяет уз­кий круг мер, связанных с торговлей (на практике насчитывается 14 Та­ких мер). Напротив, некоторые региональные инвестиционные согла­шения содержат более комплексные меры, относящиеся к производст­венной деятельности фирмы (например, ст. 1106 НАФТА);

• страны-участницы имеют право при чрезвычайных обстоятель­ствах временно отступать от обязательств перед ГАТТ.

• включение специальных правил инвестиционного регулирова­ния в мировую торговую систему;

• принцип прозрачности, вытекающий из обязательства стран уведомлять о мерах, несовместимых с ТРИМС. Данное обязательство автоматически распространяется на все торговые аспекты инвести­ций, которые могут быть добавлены в Иллюстративный список.

По мнению зарубежных аналитиков, реализация ТРИМС скажет­ся на динамике капиталопотоков в мире как позитивно, так и негатив­но. Так, без требования использовать местные компоненты как усло­вия допуска зарубежных инвесторов возможно сокращение инвести­ций в местное производство принимающей страны. Кроме того, приток инвестиций может сократиться из-за неуверенности зарубеж­ных инвесторов в отношении применения ограничений, не подпадаю­щих под ТРИМС. Соглашение в то же время стимулирует ПЗИ в экспорто-ориентированные производства принимающей страны.

В целом значение ТРИМС заключается в определении инвестици­онных мер, связанных с торговлей, их несовместимости с обязательст­вами стран — участниц ВТО, а также прекращение их использования в течение установленного срока. Ранее эти меры широко применялись в мировой практике, что нарушало ст. III ГАТТ (Национальный ре­жим) и ст. XI ГАТТ (Общие правила в отношении количественных ог­раничений).

Отдельные меры (прежде всего требования, связанные с использо­ванием местных компонентов, сбалансированностью экспорта и им­порта, а также с экспортом в зависимости от общего объема производ­ства и объема стоимости импорта) противоречили правилам ГАТТ, и подписание Соглашения по торговым аспектам инвестиций позволи­ло решить эту проблему.

Соглашение по ТРИМс

Цель Соглашения по ТРИМс — устранить деформирующие торговлю последствия инвестиционных мер, принимаемых членами ВТО Данное соглашение не предусматривает каких-либо новых обязательств, оно лишь запрещает те ТРИМс, которые признаются несовместимыми с положениями Генерального соглашения по торговле товарами-1994 г. (ГАТТ), распространяющимися как на сельскохозяйственные, так и промышленные товары. Определение мер, не совместимых с Соглашением (странами, где такие меры действовали), предусматривалось осуществить в течение 90 дней после 1 января 1995 г., т.е. даты учреждения ВТО.

Ожидалось, что промышленно развитые страны-члены ВТО отменят указанные меры в течение двух лет, в то время как развивающимся странам дали на это пять лет, а наименее развитым странам — семь лет. Соглашением предусмотрена определенная гибкость в отношении определения предельных сроков выполнения указанного требования странами, продемонстрировавшими трудности в выполнение данного требования, в связи с необходимостью решать задачи развития или по причинам финансового или торгового характера. Например, некоторые развивающиеся страны получили право на сохранение таких мер до конца 2003 г.

Соглашение не содержит как определения ТРИМс, так и объективных критериев для определения ТРИМс, предоставляя право членам ВТО самостоятельно определять какие из применяемых ими ТРИМс являются незаконными. При таком подходе возможны разные толкования положений соглашения и связанные с этим споры. Вместе с тем соглашением однозначно разрешены ТРИМс, не нарушающие обязательство национального режима (статья III ГАТТ) или указанный в статье IX запрет на количественные ограничения. Соглашение призывает к расширению прозрачности в применении TРИМс, предоставляя странам возможность оспаривать меры, которые они считают непрозрачными.

Толкование ТРИМс дано только в иллюстративном перечне к Соглашению по ТРИМс, в котором указаны меры, не совместимые с обязательством национального режима, когда предъявляется требование об отечественной составляющей, а также с обязательством общего устранения количественных ограничений, когда показатели объема импорта увязаны с показателями экспорта через ограничения на торговые операции или на доступ к иностранной валюте либо через ограничения на экспорт, основанные на объемах продаж на внутреннем рынке. Таким образом, Соглашение по ТРИМс не запрещает установление требований, необходимых для выполнения экспортных операций. Однако субсидии, увязанные с такими требованиями, подпадают под сферу применения Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам и являются предметом его дисциплин.

Несмотря на то, что инвестиционные меры, не нарушающие положений статьи III и IX(XI) ГАТТ, разрешены, страны, которые присоединились к ВТО недавно, в качестве одного из условий присоединения к ВТО были обязаны устранить дополнительные требования, предъявляемые к осуществлению инвестиционной деятельности, особенно требования, предъявляемые к структуре экспорта и передачи технологий. Аналогичные «ВТО-плюс» требования предъявляются и к странам, ведущим переговоры о присоединении к ВТО, включая наименее развитые страны (UNCTAD, 2002).

Министерская конференция ВТО, состоявшаяся в 2001 г. в Дохе, Катар, оказалась не в состоянии сдвинуть с мертвой точки вопрос об инвестициях, а также трем другим «Сингапурским вопросам» (конкурентная политика, прозрачность государственных закупок, содействие торговле). Большая часть промышленно развитых стран, особенно члены ЕС, выступали за начало обсуждения соглашений по указанным четырем вопросам после завершения конференции в Дохе, тогда как многие развивающиеся страны ратовали за продолжение изучения этих вопросов. В итоге в Декларации Доха было зафиксировано, продолжить изучение этих вопросов до следующей конференции, которая должна была состояться в 2003 г. в Канкуне, Мексика. И хотя не было полной уверенности в том, что переговоры по этим вопросам начнутся после конференции в Мексике, уже с министерской конференции в Дохе усилилось давление с целью достижения соответствующих результатов в этой области.

Исходя из опыта реализации Соглашения по ТРИМс, многие развивающиеся страны считают, что данное соглашение не учитывает потребностей развития этих стран. Особенно большую озабоченность вызывает негативное влияние данного соглашения на уровень занятости и величину добавленной стоимости, так как оно лишает страны, недавно вступившие на путь индустриализации, возможности осуществлять политику по использованию отечественной составляющей. Между тем проведение именно такой политики оказало решающее влияние на успех стратегий развития традиционных промышленно развитых стран, а также новых промышленно развитых стран Восточной Азии.

Сохранение ТРИМс развивающиеся страны обосновывали рядом причин, в том числе тем, что посредством ТРИМс обеспечивается наиболее полное и эффективное использование инвестиций для решения задач их экономического развития. Так, например, ТРИМс могут способствовать значительному повышению конкурентоспособности малых фирм, также, с помощью ТРИМс можно использовать прямые иностранные инвестиции для становления новых(зарождающихся) отраслей промышленности. Соответственно, можно ожидать, что посредством проведения такой политики предприятия смогут увеличить уровень занятости населения и рост добавленной стоимости. ТРИМс также могут способствовать уменьшению проблем неразвитых регионов, усилению роли инвестиций в создании и модернизации технологического потенциала развивающихся стран, увеличению доли добавленной стоимости в экспорте. В этом контексте Соглашение по ТРИМс рассматривается многими развивающимися странами как основное препятствие на пути модернизации технологий и увеличении добавленной стоимости.

Правительства развивающихся стран также утверждали, что ТРИМс являются противовесом действий транснациональных корпораций, ограничивающих и искажающих торговлю. Например, требование об отечественной составляющей может способствовать увеличению уровня занятости, обеспечению жизнеспособности отечественных предприятий и избежанию завышения цен со стороны транснациональных корпораций. Кроме того, требование об отечественной составляющей может быть использовано как необходимая ответная мера на вертикальную интеграцию транснациональных корпораций, занимающих доминирующее положение на рынке.

Например, отечественная составляющая электронной промышленности в развивающихся странах незначительна, хотя большинство операций этой отрасли проводится именно в развивающихся странах. Причиной этого является то, что многие доминирующие в этой отрасли корпорации предпочитают, чтобы поставки комплектующих осуществлялись из материнских компаний или их иностранных филиалов, даже если комплектующие сопоставимого качества можно приобрести на месте в развивающихся странах. В результате большая часть добавленной стоимости от данной отрасли поступает транснациональным корпорациям.

При реализации Соглашения по ТРИМс развивающиеся страны столкнулись с рядом проблем. К ним относятся, прежде всего, трудности, связанные с определением ТРИМс, относящихся к сфере применения данного соглашения, и с обеспечением своевременного уведомления ВТО о них, а также трудности, связанные с недостаточностью переходного периода, установленного для отказа от запрещенных ТРИМс и со спорами, возникающими из-за недостаточной согласованности между положениями ГАТС, ТРИМс и Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам. Но самую большую озабоченность вызывают решения органа по разрешению споров, устанавливающие запрет на требование об отечественной составляющей, такие решения рассматриваются многими развивающимися странами как решения, противоречащие их интересам.

Хотя в последнее время многие страны не придают такого большого значения применению требований об отечественной составляющей, но такие требования по-прежнему используются как в развивающихся, так и в промышленно развитых странах — в частности, в автомобилестроительной отрасли, где они наиболее распространены в развивающихся странах. Соответственно, после вступления Соглашения по ТРИМс в силу в этом секторе наблюдается наибольшее число исков, поданных против развивающихся стран промышленно развитыми странами. В период с 1995 г. по февраль 2002 г. Япония, ЕС и США подали 11 исков, связанных с автомобильным сектором, против четырех развивающихся стран (Бразилии, Индии, Индонезии, Филиппин), обладающих огромным потенциалом сбыта автомобилей на своих рынках. Иски касались не только требований об отечественной составляющей, но вопросов льгот, субсидий и баланса обменного курса. Решения были вынесены по шести искам: четырем против Индонезии и двум против Индии. Иск Японии против Индонезии (и аналогичные иски против Индонезии, поданные впоследствии ЕС и США) иллюстрирует ряд проблем, касающихся развития.

Источники: http://infopedia.su/1x1fe1.html, http://studfiles.net/preview/5351418/, http://studbooks.net/2228707/ekonomika/soglashenie_trims

Комментировать
0
130 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев