Субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции
Согласно ст. 78.1 и ст. 79 Бюджетного кодекса РФ учредитель вправе предоставить бюджетным и автономным учреждениям субсидии на иные цели (далее — целевые субсидии), а также предоставить учреждению бюджетные инвестиции. Бюджетные инвестиции представляют собой форму финансирования учреждения, предполагающую направление средств из бюджета учредителя на создание или увеличение стоимости государственного (муниципального) имущества. Бюджетные инвестиции по своей природе представляют выплаты разового характера, направляемые на увеличение стоимости основных средств учреждений.
В отличие от бюджетных инвестиций, понятие целевых субсидий в Бюджетном кодексе РФ не определено. Данное понятие было введено в законодательство в качестве своего рода страховки, возможности финансовой поддержки учреждения без обязательного вложения в основные средства. Целевая субсидия может быть предоставлена учреждению, например, на повышение квалификации сотрудников, компенсацию ущерба, причиненного стихийным бедствием. Другими словами, за счет целевой субсидии может быть профинансирована практически любая потребность учреждения, не отнесенная к нормативным затратам, связанным с оказанием в соответствии с заданием услуг (выполнением работ). Предоставление целевых субсидий и бюджетных инвестиций бюджетным и автономным учреждениям осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом публично-правового образования. Расходование средств, полученных бюджетными учреждениями в виде целевых субсидий и бюджетных инвестиций, осуществляется после санкционирования, произведенного в соответствии с порядком, установленным соответствующим финансовым органом (п. 16 ст. 30 Закона № 83-ФЗ).
Субсидии в форме бюджетных инвестиций
Субсидии на бюджетные инвестиции
муниципальный орган бюджетное финансирование
Согласно ст. 78.1 и ст. 79 Бюджетного кодекса РФ учредитель вправе предоставить бюджетным и автономным учреждениям субсидии на иные цели (далее — целевые субсидии), а также предоставить учреждению бюджетные инвестиции.
Бюджетные инвестиции представляют собой форму финансирования учреждения, предполагающую направление средств из бюджета учредителя на создание или увеличение стоимости государственного (муниципального) имущества. Бюджетные инвестиции по своей природе представляют выплаты разового характера, направляемые на увеличение стоимости основных средств учреждений.
В отличие от бюджетных инвестиций, понятие субсидий на иные цели в Бюджетном кодексе РФ не определено. Данное понятие было введено в законодательстве в качестве, своего рода, страховки, возможности финансовой поддержки учреждения без обязательного вложения в основные средства. Целевая субсидия может быть предоставлена учреждению, например, на повышение квалификации сотрудников, компенсацию ущерба, причиненного стихийным бедствием. Другими словами, за счет целевой субсидии может быть профинансирована практически любая потребность учреждения, не отнесенная к нормативным затратам, связанных с оказанием ими в соответствии с заданием услуг (выполнением работ).
Предоставление целевых субсидий и бюджетных инвестиций бюджетным и автономным учреждениям осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом публично-правового образования. Расходование средств, полученных бюджетными учреждениями в виде целевых субсидий и бюджетных инвестиций, осуществляется после санкционирования, произведенного в соответствии с порядком, установленным соответствующим финансовым органом (п. 16. ст. 30 Закона №83-ФЗ). Не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий на иные цели и бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства подлежат возврату бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Остатки средств, перечисленные бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет, могут быть возвращены данным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением главного распорядителя бюджетных средств (п. 17, 18 ст. 30 Закона №83-ФЗ). Общие требования взыскания в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям определены в Приказе Минфина РФ от 7 сентября 2010 г. №82н. Расходование данных средств автономными учреждениями осуществляется самостоятельно согласно общей норме п. 8 ст. 2 Закона №174-ФЗ. Эта же статья не позволяет изъять неиспользованные остатки целевых субсидий и средств бюджетных инвестиций. Контроль за расходованием целевых субсидий и бюджетных инвестиций автономного учреждения, таким образом, контролируется ст. 14, 15 Закона №174-ФЗ, регулирующими совершение крупных сделок , а также путем утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности наблюдательным советом и контроля исполнения плана [16].
В качестве особого вида целевой субсидии можно рассматривать средства, выделяемые бюджетному учреждению на исполнение в денежной форме публичных обязательств перед физическим лицом. П. 9 ст. 30 Закона №83-ФЗ определяет, что операции по исполнению публичных обязательств, подлежащих исполнению перед физическими лицами в денежной форме должны учитываться на отдельном лицевом счете, но не указывает конкретную форму перечисления средств учреждению. Исходя из норм Бюджетного кодекса РФ, единственной возможной формой финансирования публичных обязательств бюджетных учреждений является перечисление им иных субсидий согласно п. 1 ст. 78.1.
Согласно Приказу Минфина РФ от 28 декабря 2010 г. №190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ», учет средств учредителя, перечисляемых учреждению в виде целевых субсидий и в виде бюджетных инвестиций осуществляется отдельно друг от друга. Обособлено друг от друга учитываются данные средства и в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения (Приказ Минфина РФ от 28 июля 2010 г. №81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения»). Федеральная правовая база не содержит рекомендаций по возможным направлениям предоставления субсидий на иные цели, разграничению целевых субсидий и бюджетных инвестиций.
Сопоставление норм Бюджетного кодекса РФ и Закона №83-ФЗ позволяет предположить, что законодатель имел в виду, что средства, направляемые на увеличение стоимости основных средств учреждения, должны направляться в виде бюджетных инвестиций, а все прочие целевые вложения, направляемые сверх субсидии на выполнение задания, — в виде иных субсидий. Но, на практике, четкого разграничения данных понятий в законодательстве не проведено, что позволяет учитывать средства, направляемые на увеличение стоимости основных средств бюджетных учреждений, в рамках обоих видов финансирования.
Очевидным экономическим критерием отнесения расходов на развитие автономного учреждения к одной из форм финансирования является частота осуществления соответствующих расходов. Перспективы изменения федерального законодательства. По мере развития правовой базы, регулирующей применение Закона №83-ФЗ, получают все более широкое распространение дискуссии об изменении правового положения автономных учреждений. В частности, широко обсуждаются вопросы:
распространения на автономные учреждения права исполнения публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме;
ужесточения контроля за расходованием средств, выделяемых учреждению в форме целевых субсидий и бюджетных инвестиций;
частичного распространения на автономные учреждения норм законодательства о государственных и муниципальных закупках.
По информации, озвученной представителями Минфина РФ на семинаре «Реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов в 2010-2011 годах», 16-17 декабря 2010г., в отношении первых двух пунктов уже приняты принципиальные решения о корректировке федерального законодательства.
Фактически, предметом дискуссий является частичный отказ от идеологии Закона №174-ФЗ, ужесточение норм прямого административного контроля за автономными учреждениями. Ранее это ужесточение проявилось в переводе автономных учреждений на принципы бюджетного учета. Новые шаги в этом направлении предприняты в Постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2010г. №1204 «О порядке предоставления в 2011 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в форме капитальных вложений в основные средства федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений». Постановление определяет, что предоставление бюджетных инвестиций в строительство, реконструкцию, техническое перевооружение объектов капитального строительства осуществляется в общем порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета. При этом соответствующее учреждение вносится, соответственно, в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей, получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета. Возможность включения автономного учреждения в данные реестры нашла отражение в Приказе Минфина РФ от 10 декабря 2010 г. №165н «О внесении изменений в Порядок ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 15 августа 2008г. №80н» (по состоянию на начало февраля 2011 г. Приказ находился на регистрации Минюста РФ) [11].
1 февраля 2011г. на сайте Минфина РФ был размещен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений». Законопроект вносит ряд серьезных изменений в Закон №174-ФЗ и, в частности, в рассмотренный выше порядок финансирования автономных учреждений. Наиболее важными из них являются:
1. Закрепление обязательности учета операций со средствами, поступающими автономным учреждениям в виде бюджетных инвестиций и в рамках обязательного медицинского страхования на счетах, открытых в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта РФ, муниципального образования. Операции со средствами, полученными в виде субсидии на выполнение задания и в виде целевых субсидий могут учитываться как на счетах в кредитных организациях, так и на счетах Федерального казначейства, финансового органа субъекта РФ, муниципального образования.
2. Установление обязательности проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания операции кодам КОСГУ и целям предоставления, при осуществлении расходов из средств бюджетных инвестиций и из средств целевых субсидий (в случае осуществления операций со средствами целевых субсидий на лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах). Расходы, осуществляемые из средств, поступающих в рамках обязательного медицинского страхования, производятся после проверки соответствия содержания операции кодам КОСГУ, указанным в расчетных документах.
3. Распространение на автономные учреждения права исполнения публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме. Данные операции будут учитываться на лицевом счете, открытом соответствующему органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления как получателю бюджетных средств.
4. Закрепление обязательности использования не использованных в текущем финансовом году остатков средств, предоставленных учреждению в виде субсидии на выполнение задания, в очередном финансовом году на те же цели в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения.
5. Закрепление обязательности перечисления в соответствующий бюджет не использованных в текущем финансовом году остатков средств, предоставленных в виде бюджетных инвестиций и в виде целевых субсидий. Данные остатки могут быть возвращены учреждению в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего главного распорядителя бюджетных средств.
Таким образом, важной особенностью финансирования развития автономных учреждений является то, что учредитель может, как осуществлять его путем предоставления целевых субсидий, так и включив соответствующие средства в субсидию на выполнение задания — в части утвержденных мероприятий, направленных на развитие (средства, направляемые на увеличение стоимости основных средств могут перечислять с помощью всех видов финансирования)[17].
Субсидии в форме бюджетных инвестиций
Общие требования взыскания в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям, определены в Приказе Минфина РФ от 07.09.2010 № 82н.
Расходование данных средств автономными учреждениями осуществляется самостоятельно согласно общей норме п. 8 ст. 2 Закона № 174-ФЗ. Эта же статья не позволяет изъять неиспользованные остатки целевых субсидий и средств бюджетных инвестиций. Контроль за расходованием целевых субсидий и бюджетных инвестиций автономного учреждения, таким образом, регламентируется ст. 14, 15 Закона № 174-ФЗ, регулирующими совершение крупных сделок, а также планами финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными наблюдательным советом. В качестве особого вида целевой субсидии можно рассматривать средства, выделяемые бюджетному учреждению на исполнение в денежной форме публичных обязательств перед физическим лицом. Пункт 9 ст. 30 Закона № 83-ФЗ определяет, что операции по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме должны учитываться на отдельном лицевом счете, но не указывает конкретную форму перечисления средств учреждению.
Исходя из норм Бюджетного кодекса единственной возможной формой финансирования публичных обязательств бюджетных учреждений является перечисление им иных субсидий согласно п. 1 ст. 78.1. Согласно Приказу Минфина РФ от 28.12.2010 № 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» учет средств учредителя, перечисляемых учреждению в виде целевых субсидий и бюджетных инвестиций, осуществляется отдельно друг от друга. Обособлено друг от друга учитываются данные средства и в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения 7 . Федеральная правовая база не содержит рекомендаций по возможным направлениям предоставления субсидий на иные цели, разграничению целевых субсидий и бюджетных инвестиций. Сопоставление норм Бюджетного кодекса и Закона № 83‑ФЗ позволяет предположить: законодатель имел в виду, что средства на увеличение стоимости основных средств учреждения должны направляться в виде бюджетных инвестиций, а прочие целевые вложения сверх субсидии на выполнение задания – в виде иных субсидий. Но на практике четкого разграничения данных понятий в законодательстве не проведено, что позволяет учитывать средства, направляемые на увеличение стоимости основных средств бюджетных учреждений, в рамках обоих видов финансирования.
Важной особенностью финансирования развития автономных учреждений является то, что учредитель может осуществлять его путем как предоставления целевых субсидий, так и включения соответствующих средств в субсидию на выполнение задания – в части утвержденных мероприятий, направленных на развитие (средства, направляемые на увеличение стоимости основных средств, могут перечислять с помощью всех видов финансирования).
Очевидным экономическим критерием отнесения расходов на развитие автономного учреждения к одной из форм финансирования является частота осуществления соответствующих расходов: разовые вложения целесообразно финансировать отдельно с помощью целевых субсидий и бюджетных инвестиций, а осуществляемые периодически – в составе субсидии на выполнение задания. Однако при принятии данного решения значимыми могут оказаться и вопросы обеспечения контроля за расходованием средств, который в отношении субсидий на выполнение задания может обеспечиваться с помощью соглашения между учредителем и учреждением.
Источники: http://studwood.ru/950669/finansy/subsidii_inye_tseli_byudzhetnye_investitsii, http://studbooks.net/1091094/pravo/subsidii_byudzhetnye_investitsii, http://studfiles.net/preview/845139/page:3/