Инвестиции в промышленность
Для полноценного развития экономики любой страны требуется постоянное развитие и модернизация промышленности. Развитие промышленности является одним из основных критериев создания крепкой и жизнеспособной рыночной экономики.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество видов и отраслей промышленности, которые с каждым годом набирают обороты и растут как в количественном, так и в качественном выражении.
Развитие и создание новых видов промышленности напрямую влияет на появление новой продукции, на увеличение её конкурентоспособности, что в свою очередь непременно ведет к повышению цены на эту продукцию и соответственно повышению стоимости производства. А для инвестора, актив, который растет в цене, является подходящим и желаемым объектом для инвестиций.
Инвестиции в промышленность это движущий локомотив развития экономики в стране. Инвестиции в промышленность это, как правило, крупные капиталовложения, целью которых является достижение прибыли от вложенных средств либо достижение необходимого экономического эффекта.
Стоит понимать, что инвестиции в промышленность носят долгосрочный характер и окупаются в среднем в течение пяти или десяти лет.
То, что было сказано выше о постоянной модернизации и появлении новых видов и секторов промышленности непременно рождает различные стратегии и подходы к инвестированию в промышленность.
Наиболее рациональным подходом может являться диверсификация объектов промышленности служащих для вложения. Речь идет о частичном инвестировании в стабильные и надежные сектора промышленности способных приносить гарантированную прибыль и являющихся основой для сохранности капитала, а также инвестиции в промышленность, носящую инновационный и высокотехнологичный характер, позволяющую добиваться быстрых уровней доходности. Перспективным объектами для промышленных инвестиций являются отрасли, обладающие достаточным уровнем конкурентоспособности на международном рынке, однако не имеющие необходимых для этого источников финансирования. Примером может быть инвестирование в металлургию и автомобильную или железнодорожную отрасли.
Государственное регулирование инвестиций в промышленность
Для того чтобы на территории конкретной страны появлялись новые отрасли и развивались и модернизировались уже функционирующие сектора промышленности, государство должно обеспечить выполнение следующих стимулирующих факторов:
- наличие поэтапного, системного набора мероприятий по развитию конкретных отраслей промышленности
- обеспечить легкость в получении лицензии на осуществление деятельности
- обеспечить стабильное законодательство, защищающие права отечественных и иностранных инвесторов
- полученная лицензия должна обеспечивать стабильные условия для осуществления деятельности
- отсутствие со стороны государства ограничивающих мер в виде установки квот, искусственному регулированию цен (ценовых ограничений) и т.п.
- предоставление крупным инвесторам объектов с выгодным географическим положением (наличие инфраструктуры и т.п.), в случае добывающей промышленности — предоставление инвесторам объектов богатых полезными ископаемыми.
(Пока оценок нет)
Повышение эффективности развития пищевой промышленности в России с помощью инструментов стратегического управления
Ялунина Екатерина Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, Уральский государственный экономический университет, г. Нижний Тагил, Россия
Гаянова Венера Медетовна, кандидат экономических наук, доцент, Уральский государственный экономический университет, г. Нижний Тагил, Россия
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Объективной основой развития пищевой промышленности выступает разделение труда и межотраслевая производственная кооперация, связывающая сельское хозяйство, пищевую промышленность и сопряженные с ними отрасли экономики. Именно сложившиеся тесные взаимосвязи между этими крупнейшими отраслями сформировали продовольственный комплекс, завершающим звеном которого является пищевая промышленность, именно в ней всплывают просчеты управления взаимодействиями экономического механизма функционирования всего АПК.
Современное состояние АПК
Современный опыт работы предприятий АПК свидетельствует о том, что не обеспечено функционирование агропромышленного комплекса как единого целого. Фактически отрасли комплекса работают экономически обособленно, ориентируясь на свои результаты. Отметим, что в 2013 г. темп роста производства сельскохозяйственной продукции опережал темп роста ВВП, при этом доля сельского хозяйства не увеличилась. Конечно, опережающий рост сельского хозяйства в определенной степени можно объяснить отрицательными показателями его динамики в 2012 г. Но, учитывая спад производства в ряде отраслей промышленности, следует заметить, что именно сельское хозяйство тормозит экономическое падение в национальной экономике [1]. Отсутствует сфокусированная система взглядов на развитие АПК, способствующая решению задач национального уровня и особенно в общей социально-экономической политике национального хозяйства [2]. В статье Н.А. Васильева [3] отмечается, что производство большинства индустриальных стран (отдельные предприятия и отрасли промышленности) гораздо медленнее торговли и финансов адаптируются к открытию рынков. В работе Ю.С. Сердюкова, Н.И. Усенко [4] отмечается ориентация предприятий пищевой промышленности на повышение эффективности технологий, основанных на дешевом импортируемом синтетическом сырье, российское натуральное сырье практически не используется. Данные технологии оказывают негативное воздействие на отечественный рынок сельскохозяйственного сырья, а синтетические продовольственные продукты и их пищевая ценность для человека вызывает сомнение.
Агропромышленный комплекс является важнейшим элементом государственной экономической политики, основные цели его неразрывно связаны с функционированием пищевой промышленности, они заключаются в следующем:
— производство сельхозпродукции соответствующего качества для создания резервов продовольствия;
— удовлетворение потребностей населения на уровне научно обоснованных норм в продуктах питания и предметах массового потребления;
— повышение уровня и качества жизни работников сельского хозяйства;
— повышение эффективности функционирования продовольственного комплекса государства в целом.
Следует признать, что в полной мере эти цели АПК не реализуются.
Совокупность отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности национального АПК как объект управления является нестабильной, малоформализованной системой.
Тем не менее, главными целями государственной политики в сфере управления этого комплекса остаются следующие:
— оптимизация управления в отраслях, образующих продовольственный комплекс;
— формирование механизма обеспечения продовольственной безопасности;
— активизация инновационной деятельности в отраслях АПК;
— повышение качества жизни населения в части питания.
Работа в этих направлениях предполагает пропорциональное развитие отраслей и организаций всех форм собственности и всяческую поддержку органов государственного и регионального управления с целью достижения эффективности управления.
Система показателей, предлагаемая нами для оценки эффективности управления на федеральном уровне, включает оценку:
— совокупного результата улучшения работы агропромышленного комплекса страны;
— степени развития в стране пищевой и перерабатывающей промышленности;
— соотношения достигнутых пищевой отраслью результатов и совокупных затрат по производству и сбыту произведенных пищевых и пищевкусовых товаров;
— обеспеченности покупательского спроса продовольственными товарами отечественного производства;
— улучшения качества и структуры питания населения и степени достижения рекомендуемых физиологических норм потребления.
Мониторинг обозначенных показателей на уровне РФ и отдельных регионов не только позволит характеризовать эффективность управления пищевой отраслью, но и ориентируют органы управления на действия в конкретных стратегических направлениях, направленных на ее повышение.
Ограничения, мешающие развитию пищевого производства и пути их смягчения
Анализ эффективности управления пищевой промышленностью на макро- и мезоуровнях позволил выявить наиболее насущные и болезненные ее проблемы. В их число включены:
1) несовершенство механизмов государственного и таможенного регулирования продовольственного рынка стран;
2) неразвитость инфраструктуры пищевой отрасли, основной целью которой является эффективное осуществление производственного процесса;
3) высокая степень зависимости пищевого производства от импортного сырья и колебания мировых цен на него;
4) недостаточное внимание к разработке технических регламентов производства пищевых товаров и контроля качества выпускаемой продукции;
5) низкий уровень рентабельности производства большинства видов пищевой продукции;
6) рост импортозависимости продовольственного рынка страны и регионов и недостаточность конкурентоспособности отечественных продуктов питания;
7) высокая степень износа оборудования пищевых предприятий и большая доля ручного труда в производстве продукции;
8) неблагоприятные условия для инвестирования в малые и средние предприятия отрасли.
Макроуправление, направленное на снятие или смягчение выше означенных ограничений в развитии пищевого производства, связано, по нашему мнению, с осуществлением следующих структурных преобразований:
— развитие отраслей по первичной переработки сельскохозяйственного сырья, улучшение условий его хранения;
— сокращение потерь связанных с отсутствием достаточных перерабатывающих мощностей, создание которых в отраслях по производству скоропортящегося сезонного сельскохозяйственного сырья позволит осуществлять его переработку в оптимально сжатый срок, а также обеспечит максимальный выход продукции из всего производственного сырья;
— дальнейшее развитие отраслей пищевой промышленности, не обеспечивающих население по физиологическим нормам питания отечественной продукцией;
— развитие отраслей пищевой промышленности, производящих высококачественные в физиологическом отношении и конкурентоспособные с иностранными аналогами продукты питания на базе ресурсосберегающих и безотходных технологий;
— создание новых отраслей и производств по переработке отходов пищевого сырья, что обеспечит увеличение выпуска продукции.
Другими словами, приведение пищевой промышленности в состояние, адекватное требованиям времени, должно осуществляться в следующих направлениях:
— увеличение производства пищевых продуктов в количестве, достаточном для обеспечения населения страны;
— освоение новых видов конкурентоспособной и высококачественной продукции с применением современного оборудования;
— укрепление сырьевой базы, обеспечение полной переработки всего произведенного сельскохозяйственного сырья в оптимальный срок;
— диверсификация производства, осуществление структурных сдвигов в производстве, в том числе и слияние наиболее эффективных производств, направленных на поддержание конкурентоспособности пищевых предприятий.
Ради преодоления сложившихся негативных процессов в отраслях пищевой промышленности необходимы решительные действия со стороны органов управления федерального и регионального уровней.
Система государственного регулирования
Актуальность повышения эффективности макроуправления пищевой отрасли усугубляется тем обстоятельством, что пищевая промышленность имеет сложную структуру, различные модели управления входящих в нее отраслей и производств и разный характер формирования производственно-хозяйственных и финансово-экономических отношений, что привело к образованию устойчивых ограничений развития отрасли.
В сложившихся условиях это возможно только на правовой основе государственного регулирования агропромышленного производства.
В настоящее время система государственного регулирования, как пищевой промышленности, так и продовольственного комплекса в целом, на федеральном уровне выступает основой формирования системы целей и ограничений в рамках единой общенациональной экономической политики.
Целенаправленность и единство макро политики в области развития пищевой и перерабатывающей промышленности определены следующими правовыми и нормативными актами:
1) Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537);
2) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Доктрина продовольственной безопасности (Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120);
3) Об основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1873-Р) (см. рис.);
4) Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 559-Р. Общие положения);
5) Рекомендуемые рациональные нормы потребления пищевых продуктов, отвечающие современным требованиям здорового питания (Приказ Минздравсоцразвития от 02 августа 2010 г. № 593н)
Представленный перечень базовых документов отчетливо демонстрирует связь макроуправления пищевой промышленностью с другими направлениями государственной политики (см. рис.).
Рис. Взаимодействие различных направлений государственной политики и стратегии развития пищевой промышленности
Следует отметить, что заявленные цели и мероприятия отдельных направлений государственной политики, а также прогнозируемые параметры финансирования и ожидаемых результатов не всегда согласуются, а порой просто взаимоисключают друг друга.
В связи с этим при разработке мер по развитию пищевой промышленности на базе системного подхода особое внимание следует обратить на согласованность и взаимный учет направлений воздействия на пищевую отрасль с другими видами государственной политики.
На современном этапе особенно ощущается объективная необходимость активного и четкого участия государства в разработке общей стратегии развития всех отраслей, входящих в агропромышленный комплекс, как главных участников продовольственного рынка России.
В опубликованных программных документах главные проблемы пищевой отрасли и бизнеса не нашли подходов к своему перспективному решению и не были отражены в текстах. В качестве основных проблем развития представлены: износ фондов, недоступность сырья и ряд других. Однако практика свидетельствует, что есть и иные ключевые проблемы: завышенные таможенные пошлины, возрастание стоимости сырья и материалов, не производимых в РФ, административные барьеры, низкая доступность финансовых ресурсов и кредитов, нехватка квалифицированных кадров, слабое развитие элементов инфраструктуры и коммуникаций. Основная роль в представленных программных документах отводится частному сектору, однако создание условий для привлекательности и активного ведения бизнеса не созданы.
Большей частью, принятые в последнее время государственные программы развития АПК и отдельных его составляющих напоминают декларации благопожеланий, нежели конкретные планы действий или стратегические проекты.
Новые направления стратегического управления
В то же время в стране сформировались новые направления стратегического управления. Основная идея нового подхода – понимание стратегии как средства, позволяющего экономическим системам взаимообогащающего скоординированного эволюционного развития. Именно это предполагает «Стратегия развития пищевой промышленности до 2020 г.».
Реализуя цели государственной политики в этой сфере Стратегия определяет основные задачи отрасли:
— увеличение объемов производства продукции пищевой и перерабатывающей промышленности;
— модернизация производства и наращивание мощностей предприятий отрасли;
— повышение конкурентоспособности продукции, создание условий для обеспечения импортозамещения и наращивание экспортного потенциала;
— развитие инфраструктуры и логистики продовольственной группы товаров;
— решение проблем экономического характера в промышленных зонах предприятий.
Документом предложены два варианта развития пищевой промышленности России, нацеленные на модернизацию отрасли.
1) Инерционный вариант развития предполагает:
— привлечение инвестиционных средств;
— рост спроса населения;
— развитие сырьевой базы;
— активизацию мер таможенно-тарифного регулирования.
2) Инновационный вариант развития отрасли рекомендует обеспечить:
— применение инновационных технологий;
— разработку и применение технических регламентов для пищевой промышленности;
— расширение ассортимента выпускаемой продукции;
— появление или дальнейшее развитие новых рынков пищевой отрасли;
— доступность отечественного сырья;
— улучшение качественных характеристик сырья;
— решение проблемы упаковки продуктов питания, создание упаковочных технологий и материалов, позволяющих долго хранить продукты;
— учет благоприятной мировой конъюнктуры.
Составители стратегического плана учли, что далеко не все предприятия пищевой промышленности имеют необходимое техническое оснащение для развития. Следовательно, одной из основных задач для этой отрасли является создание эффективного взаимодействия производителей предприятий пищевой отрасли, с целью формирования современной материальной базы для развития отрасли до 2020 г.
В перспективе предстоит значительно повысить технический уровень пищевой промышленности за счет увеличения доли технологического оборудования, отвечающего современным технологическим требованиям, как в основном, так и вспомогательном производствах.
С этим связаны решения о последовательном инвестировании развития пищевой и обрабатывающей промышленности на долгосрочный период. Данные о плановых инвестициях представлены в таблице.
Объемы инвестиций в развитие ряда отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, млн руб.
Всего за 2013 — 2020 гг.
Плодоовощная консервная промышленность
Производство пищевых продуктов для обеспечения питанием организационных коллективов
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал отраслевой пищевой промышленности
Отмечая важность принятого стратегического плана развития пищевой и обрабатывающей промышленности до 2020 г., следует обратить внимание на недочеты данного документа. Так, направления развития отрасли по обоим вариантам только продекларированы, но не определены факторы, пути и этапы их практического осуществления, не выделены и количественные индикаторы развития по отдельным направлениям.
В настоящее время назрела объективная необходимость разработки прогноза развития отраслей пищевой промышленности в разрезе областей, краев и республик независимо от ведомственной принадлежности. При его разработке должны быть намечены не только инвестиции по направлениям размещения отраслей пищевой промышленности, но и на рациональное сочетание типов предприятий с учетом конкретных региональных особенностей.
Достижение цели обеспечения стимулирования необходимого объема производства продовольствия для удовлетворения базовых потребностей людей требует от разработчиков государственных и региональных стратегических программ обязательного учета не только потенциала продовольственного комплекса, но и демографических характеристик населения, норм его рационального потребления, определенных законодательством, параметров потребительской корзины и прожиточного минимума.
Недоумение вызывает и то, что бюджетное финансирование Стратегией не предусмотрено, однако не исключается отдельная его разработка.
В этой связи хочется подчеркнуть, что действенность любых программных документов должна опираться на мнение отечественных ученых и практиков в сфере агропроизводства и пищевой промышленности, опыта их функционирования реальной практической нацеленности разрабатываемых и принимаемых программ на развитие данного экономического направления.
Несмотря на недочеты, сам факт принятия «Стратегии развития пищевой и обрабатывающей промышленности до 2020 г.» свидетельствует о признании значимости пищевой промышленности в национальной экономике и политике и усилению внимания к совершенствованию управления ею.
Рекомендации по повышению эффективности управления пищевым предприятием
В то же время повышение эффективности управления пищевым предприятием, по нашему мнению, возможно обеспечить на основе следующих рекомендаций.
1) При принятии стратегических решений макро- и мезоуровней в сфере управления пищевой промышленностью важно учитывать международный опыт государственного регулирования деятельности пищевых производств, позволяющий развитым странам защищать национальные интересы, интенсивно развиваться в мировом сообществе. В связи с этим органы федерального и регионального уровня должны возлагать разработку перечня конкретных мер адаптации различных отраслей пищевой промышленности АПК России к условиям работы в ВТО и контролировать доведение этих материалов до субъектов пищевой и перерабатывающей промышленности.
С учетом современной парадигмы управления национальной экономикой необходимо уточнить методологические положения государственного регулирования продовольственного комплекса, его отдельных составляющих, актуализировать совершенствование инструментов и методов государственного регулирования пищевой промышленности России и применение на макро- и мезоуровнях таких новых прогрессивных форм регулирования пищевой промышленности, как:
— целевые программы развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности;
— конкурсная форма размещения инвестиций для реализации программ;
— конкурсы в системе госзакупок и госзаказов в АПК;
— использование процедур банкротства для ликвидации нерентабельных производств, не являющихся производителями эксклюзивной и особо важной продукции;
— предоставление кредитов и льгот для оказания поддержки отечественным производителям сельскохозяйственного сырья и продовольствия.
2) Создание в отрасли системы стимулирования работы по внедрению безотходных и малоотходных технологий, обеспечивающих комплексное и рациональное использование сельскохозяйственного сырья, что является одним из условий улучшения ресурсосбережения и охраны окружающей среды.
3) С целью приведения структуры управления пищевой и перерабатывающей промышленности современным требованиям целесообразно в системе управления АПК РФ создать единый государственный орган по пищевой и перерабатывающей промышленности. Прямые и конкретные меры воздействия на деятельность пищевых предприятий укрепят финансовую, организационную и нормативно-правовую базу управления предприятий отрасли и повысят эффективность их деятельности и отрасли в целом.
4) Для повышения эффективности управления в каждой подотрасли пищевой и перерабатывающей промышленности целесообразно применение профильного подхода к финансированию отрасли. Суть его состоит в финансировании различных подотраслей не равномерно, а в определенной пропорции, которая бы учитывала прогноз изменения потребления, капиталоемкость подотраслей и необходимость развития собственного производства.
1. Изучение теоретических и практических аспектов государственного управления пищевой промышленностью позволяет сделать вывод, что активизация государственного воздействия на экономику и отдельные ее отрасли должна быть системной, четко спланированной и обеспеченной необходимыми ресурсами.
2. Успех государственной экономической политики зависит не столько от степени и качества вмешательства государства в хозяйственную политику отрасли, сколько от уровня управления в самих пищевых предприятий, направленного на реализацию и согласование индивидуальных и общественных целей и поиск резервов улучшения своей деятельности.
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Опубликовано в журнале
Российское предпринимательство
Индексируется РИНЦ
Включен в Перечень ВАК
Импакт-фактор РИНЦ: 0,509
Инвестиционные перспективы пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»
Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Дробышевская Л.Н.,
Текст научной работы на тему «Инвестиционные перспективы пищевой промышленности»
Выполненные расчеты свидетельствуют об эффективности приготовления белково-углеводной смеси; ВД = 181,23 тыс. р.; ЧД = 164,76 тыс. р.; ПБ = 80,25 тыс. р.; ПЧ = 60,99 тыс. р.; Р11рм = 14,76%; Рир = 94,96%.
Получаемая дополнительная прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, может расходоваться на материальное стимулирование работников.
Общая стоимость сырьевого набора на 100 блюд —
Продажная цена одного блюда — 181,26 р.
. Выход в готовом виде одного блюда — 755 г.
Проведенные исследования свидетельствуют об экономической эффективности приготовления белково-углеводной смеси. Чистый доход составляет 164,76 тыс. р. в год.
Кафедра технологии и организации питания
Поступит 21.01.04 г.
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Кубанский государственный университет
В решении задачи достижения устойчивого экономического роста страны важную роль играет региональная инвестиционная политика. Инвестиционный процесс на мезо уровне, являясь отражением общего состояния экономики региона, определяет динамику ее развития и формирует основы успешного функционирования в будущем.
Уровень инвестиционной активности региона тесно связан с инвестиционной привлекательностью. Важнейшим инструментом привлечения инвестиций является рейтинг составляющих инвестиционного климата, вернее, его повышение. Краснодарский край относится к регионам с наибольшим совокупным инвестиционным потенциалом: в 2002/03 г. ранг потенциала был равен 9 , что на 1 пункт выше по сравнению с 2001/02 г. Его конкурентными преимуществами являются выгодное геополитическое положение, природно-сырьевые ресурсы, агроклиматический потенциал, высококвалифицированная рабочая сила, транспортная инфраструктура. Доля региона в общероссийском потенциале составляет 2,1%. Ранги составляющих инвестиционного потенциала: ресурсно-сырьевой -31; трудовой — 6; производственный — 11; инфраструктурный — И;институциональный — 6; потребительский — 5; инновационный — 19; финансовый — 6.
Край имеет самый низкий показатель средневзвешенного индекса риска среди регионов Южного федерального округа — 0,860, Ростовская область — 0,881, Ставропольский край — 0,953, Волгоградская область — 0,965. Ранги компонент инвестиционного риска в 2002/03 г.: законодательный — 7, политический — 27, социальный — 30, экономический — 7, финансовый -15, криминальный — 28, экологический — 70. Интегральный инвестиционный риск в 2002/03 г. равен 10, что на 4 пункта меньше, чем в 2001/02 г. Кроме того, Краснодарский край относится к числу регионов с наи-
более эффективным аппаратом управления: имеет седьмой ранг по объему инвестиций на одного чиновника.
По объемам и темпам роста инвестиций край также занимает лидирующее положение среди регионов Южного федерального округа. По итогам 2002 г. размер инвестиций в экономику Краснодарского края превысил аналогичный показатель по Ставропольскому краю, Ростовской и Волгоградской областям соответственно в 3,9, 3 и 2,6 раза. В 1999-2003 гг, в экономику края за счет всех источников финансирования вложено более 285 млрд. р. инвестиций. В посткризис-ный период их рост превышен более чем в 2,5 раза. По объему инвестиций в 2002 г. Кубань заняла третье место в России после Москвы и Тюменской области. Основным источником инвестиционных ресурсов служит привлеченный капитал: его доля составляет 63%. Удельный вес федерального бюджета в структуре инвестиций равен 3% [1].
В регионе действует около 300 совместных предприятий с участием иностранных фирм. В 2003 г. в экономику края поступило 242,3 млн. дол. иностранных инвестиций. В целом в развитие экономики Краснодарского края иностранными инвесторами в течение 1995-2003 гг. вложено 2,2 млрд. дол. Основными стра-нами-инвесторами являются Германия, США, Нидерланды, Швейцария, Кипр и Гибралтар (около 90% поступивших инвестиций). В настоящее время на территории Краснодарского края осуществляют деятельность 827 предприятий с зарубежными участниками из 73 стран мира, из них 279 — со 100% иностранным капиталом. С участием инвесторов из Турции в регионе создано 147 предприятий. С партнерами из США образовано 73 предприятия, из Германии, Кипра, Великобритании и Италии — соответственно 69, 54, 35 и 32. К числу стратегических партнеров-инвесторов Кубани относятся «Филип Моррис», «Шеврон-Тексако», «Пеп-си-Кола», «Бондюэль», «Кнауф», «Каргил», «Акерлунд и Раузинг», «Нестле Фуд», «Тетра-Лаваль Холдинг
ГмбХ» и др. [2]. С целью активизации инвестиционного сотрудничества были проведены два международных экономических форума «Кубань-2002» и «Кубань-2003» в Сочи, «Юг России-2003» в Мадриде, а также «Дни Краснодарского края» в Ганновере.
В 2003 г. объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в крае составил
70,5 млрд. р., что на 17,8% ниже, чем в 2002 г. Снижение объемов капитальных вложений объясняется завершением строительства двух крупных международных проектов — газопровода «Россия-Турция» и Каспийского нефтепровода. Без учета данных объектов объем инвестиций в экономику вырос на 12,6%. Вложения в производственный сектор составляют 73% инвестиций [3].
Ведущее положение в структуре промышленного производства края занимает пищевая промышленность. В 2003 г. предприятиями пищевой индустрии региона произведено продукции на сумму 48,6 млрд, р. (103,1% к уровню 2002 г.). Удельный все отрасли в общем объеме промышленного производства составляет 45%. По производству отдельных видов пищевой продукции край занимает одно из ведущих мест в России. Так, удельный вес сахара-песка, производимого в крае, составляет 34% от общего объема по России, масла растительного — 23%, крупы — 22%, вина виноградного и рыбных консервов -15%, плодоовощных консервов, папирос и сигарет -10% [4].
Пищевая промышленность Кубани представлена более чем 220 предприятиями. В отрасли занято более 90 тыс. человек, или 6% от общей численности населения, занятого в экономике края, причем 13,5% из них работают на малых предприятиях, производящих 8% от общего объема продукции пищевой промышленности. Известно, что срок окупаемости инвестиций в предприятия отрасли намного короче, чем вложений в базовые отрасли промышленности. В посткризисный период предприятия отрасли довольно успешно использовали возможности импортозамещения: модернизировали производство, внедряли новые технологии, что способствовало увеличению выпуска продукции. Около 60% мощностей введены за последние пять лет в пивоваренной промышленности, около половины — в производстве безалкогольных напитков, табачной и плодоовощной промышленности, около четверти — в мясо-молочной и рыбной. В среднем по пищевой индустрии около четверти производственных мощностей не старше пяти лет, в то время как в целом по промышленности этот показатель имеют лишь 13% предприятий. Относительно благополучное состояние пищевой промышленности не может не привлекать иностранных инвесторов. Доля отрасли в совокупном объеме прямых иностранных инвестиций в экономику края составляет 37% (2002 г.).
Поддержка инвестиционных проектов в пищевой промышленности региональными властями оказывается по следующим направлениям путем предоставления:
государственных гарантий на конкурсной основе, установления в пределах своей компетенции условий пользования землей и другими природными ресурсами;
льготного налогообложения участников инвестиционного процесса;
госзаказа на производимую продукцию; ‘ субсидирования из средств краевого бюджета процентных ставок по кредитам (от 1/2 до 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ) на инвестиционные цели;
системы поддержки инвесторов и предпринимателей по принципу «единого окна»;
льготных условий пользования землей и объектами недвижимости краевой собственности.
Следует отметить, что субъекты инвестиционной деятельности освобождаются от уплаты налога на имущество в части средств, зачисляемых в краевой бюджет. Помимо этого, инвесторам, реализующим инвестиционные проекты, предоставляется налоговый кредит в размере 30% стоимости нового оборудования с последующей полной компенсацией для бюджета в течение срока службы оборудования. С 1 января 2004 г. правительством РФ отменены региональные льготы по налогу на прибыль. Руководство края заявило о том, что все договоренности останутся в силе. В качестве компенсации отмены льгот инвесторам будут выданы субвенции.
В целом, позитивно оценивая изменения в вопросе привлечения инвестиционных ресурсов в пищевую промышленность края, заметим, что объемы вложений не соответствуют потребностям отрасли. Инвестиционные возможности могут быть значительно расширены за счет специализации отдельных инструментов федерального бюджета по поддержке регионального развития. Инструментарий финансовой поддержки пищевой индустрии на мезо уровне включает в себя: финансирование проектов и обеспечение гарантий за счет Регионального бюджета развития (РБР); содействие организации консорциумов с целью финансирования крупных проектов; внешние заимствования (для государственных проектов); оказание поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса в рамках региональных программ.
Важным механизмом для стимулирования инвестиционной активности региона призван стать Региональ ный бюджет развития. Для обоснования эффективности деятельности механизма РБР приведем следующие доводы: появляется возможность связать работу по формированию РБР с долгосрочным прогнозированием социально-экономического развития региона; включение РБР в региональный бюджет обеспечивает повышение роли РБР в системе финансовой поддержки развития реального сектора, в том числе пищевой
промышленности; четкое разграничение бюджетных средств для текущих расходов и для затрат, связанных с развитием, выступает важным условием самостоятельности РБР; способствует усилению контроля за финансированием из федерального бюджета целевых программ.
На наш взляд, региональный Бюджет развития -это не межотраслевой механизм перераспределения региональных доходов, а важнейший стимулятор инвестиционных процессов на мезо уровне. Бюджетные ассигнования за счет РБР могут предоставляться инвесторам либо в форме льготных кредитов, либо в виде гарантий по обязательствам перед кредиторами (так называемый эффект финансового левериджа).
В ряде краев и областей России идет процесс формирования региональных финансово-промышленных групп (РФПГ) [5]. Считаем целесообразным инициирование краевыми властями объединения в РФПГ некоторых предприятий пищевой промышленности. Это поможет привлечь инвесторов, а в конечном итоге -повысить конкурентоспособность продукции.
Ключевая роль в стимулировании инвестиционной деятельности в регионе принадлежит банковской системе. Приходится с сожалением констатировать факт слабости банковской системы, ее несоответствие потребностям динамично развивающейся отрасли. Инвестиции сдерживаются высокой стоимостью кредитных ресурсов. Банковская система края насчитывает 28 региональных коммерческих банков, имеющих 36 филиалов; 39 филиалов банков, головные организации которых находятся за пределами края; 39 отделений Сбербанка РФ с филиалами и представительствами. Несмотря на это остро стоит проблема недокапитализации банков. Кроме того, процесс кредитования инвестиционной деятельности региональными банками сдерживается высокими рисками, и поэтому банки сохраняют свою ориентацию на выдачу краткосрочных кредитов. В целях усиления инвестиционной направленности коммерческих банков целесообразно ввести в банковское законодательство категорию инвестиционных кредитов с особым режимом реализации, предусмотреть снижение норм резервирования для банков, финансирующих инвестиционные проекты.
В отношении большинства прямых инвестиций наиболее эффективной формой защиты является страхование. Смысл данного вида страхования заключается в приобретении прямым инвестором страховки от обусловленных в страховке рисков. Активное расширение финансовых инвестиционных институтов связано с процедурой формирования в крае резервных и технических фондов страховых компаний. Это особенно важно для полного и гарантированного обеспечения региональными страховыми компаниями принимаемых на себя обязательств по рискам. Для согласования действий в этом направлении при межведомственном экспертном инвестиционном совете следует организовать координационный центр страхования инвестиций.
Необходимо учитывать, что страховые компании, как правило, осуществляют инвестиции в сочетании с деятельностью других инвестиционных структур. Мобилизовывать сбережения мелких частных инвесторов призваны специальные инвестиционные фонды, имеющие целью не только максимизацию прибыли на вложенный капитал, но и целевое решение региональных проблем. Однако рост инвестиционных фондов, в том числе и в регионе, сдерживается отсутствием соответствующего законодательства, особенно в части возможности использования пенсионных и страховых сбережений.
Одним из источников привлечения инвестиций в пищевую промышленность региона является фондовый рынок. В Южном федеральном округе в течение 2002 г. по открытой подписке размещались акции только предприятий Краснодарского края. В настоящее время действует 13 краевых профессиональных участников рынка ценных бумаг, более 10 филиалов и представительств. В этой связи считаем целесообразным введение практики предоставления субвенций и бюджетных кредитов предприятиям, привлекающим инвестиции путем выпуска корпоративных облигаций.
Для поддержания через бюджет экономических приоритетов и развития инфраструктуры необходимы значительные ресурсы, которые целесообразно привлекать через региональные облигационные займы. Российская практика показывает, что региональные займы в основном используются в качестве источника финансирования дефицитов бюджетов. Представляется целесообразным размещение краевых (субфеде-ральных) облигаций и использование привлеченных ресурсов на прямое инвестиционное кредитование. В условиях отсутствия эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции большое значение приобретает региональный сберегательный заем. По оценкам экспертов, емкость этого рынка оценивается в 70 млн. руб.
Для активизации инвестиционного процесса в пищевой промышленности региона целесообразно применение других форм государственной поддержки: передача государственного имущества в доверительное управление; создание фондов венчурного инвестирования; развитие финансового лизинга; обеспечение условий для реализации залогового права, а также ипотеки.
Необходим эффективный организационный механизм управления реализацией инвестиционных проектов:
формирование целевых структур (холдингов, предприятий по подпрограммам и подпроектам);
организация оперативного контроля и статистиче-ского анализа за реализацией программ и проектов’
подготовка и повышение квалификации менеджеров подпрограмм и проектов (целесообразно использовать потенциал Краснодарского отделения Северо-Кавказской академии государственной службы).
Практика показывает, что наибольший эффект для привлечения в пищевую индустрию края прямых инвестиций может принести, используя выражение В.П. Жданова, «интегрированный пакет» побудительных механизмов, который сопровождается определенными ограничениями (минимальный уровень занятости, участие в обучении персонала и т. п.). В «интегрированный пакет» могут входить: ускоренная амортизация, особый таможенный режим для ввоза оборудования в рамках реализации инвестиционного проекта, курирование Агентством экономического развития края инвестиционных проектов, стоимость которых превышает 20 млн. дол.
Побудительная система для инвестиционного процесса считается эффективной лишь в том случае, если реализуются стратегические цели, соблюдается баланс между интересами инвесторов и приоритетами социально-экономического развития на мезо уровне. Одна из важных задач по привлечению потенциальных инвесторов на предприятия пищевой промышленности края — создание эффективной информационной системы. Эффективность означает актуальность, адресность, полноту и привлекательность получаемой инвесторами информации. Администрация Краснодарского края уделяет значительное внимание работе в данном направлении (издание рекламных буклетов, справочника инвестора, каталога инвестиционных проектов, инвестиционных площадок, веб-сайт). Однако информация о привлекательности региона должна распространяться не только на международных форумах. Целесообразно активнее использовать возможности общественных организаций, международных ассоциаций, торговых представителей, дипломатических миссий. Не следует забывать и о телевидении. В Китае, например, специальный англоязычный канал 24 ч в сутки информирует о важнейших (для национального хозяйства) инвестиционных площадках страны. Кроме того, китайское правительство инициировало издание в Великобритании еженедельной газеты — справочника для потенциальных инвесторов в экономику КНР.
Большее значение в инвестиционной политике должно придаваться работе по созданию благоприятного имиджа края у потенциальных инвесторов. Это означает проведение научно-практических конференций по определению перспективных способов привлечения инвестиций в регион; организацию «инвестиционных туров»; установление непосредственных кон-
тактов с руководством агентств новостей и телеканалов; создание представительств региона в Великобритании и Германии.
Значительный прогресс в вопросе привлечения крупных капиталов в пищевую промышленность региона невозможен без совместной грамотной инвестиционной политики правительства и краевых органов власти, которая предусматривает:
создание благоприятного и предсказуемого нормативно- правового режима хозяйственной деятельности российских и зарубежных инвесторов, закрепление гарантий неприкосновенности инвестиций и национального режима для иностранных инвесторов;
осуществление четкого разграничения критериев, пределов и размеров государственных гарантий и льгот, разделение обязательств и ответственности по ним между органами разных уровней, включая органы местного самоуправления;
осуществление контроля региональными властями за соблюдением инвестиционного законодательства и обеспечение на этой основе урегулирования возможных споров;
адаптацию национального законодательства к условиям участия в международных инвестиционных и торговых организациях: расширение практики двух- и многосторонних соглашений о гарантиях и взаимной защите инвестиций;
публичность и прозрачность проводимой инвестиционной политики, открытость и доступность для всех инвесторов информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности; завершение перехода на международные стандарты бухгалтерской отчетности.
Лишь при условии гармонизации отношений на всех уровнях — федеральном, краевом и местном возможно значительное повышение инвестиционной активности в отрасли и в регионе в целом. . .
1. Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. — М., 2003. — 705 с.
2. Каталог инвестиционных проектов Краснодарского края,- Краснодар, 2002.
3. Итоговые материа™. Международный экономический форум «Кубань -2002»,- Краснодар, 2003. — 148 с.
4. Кубань в цифрах: Стат. сб. / Краснодарский краевой комитет государ-ственной статистики. — Краснодар, 2004. — 283 с.
5. Жданов В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития. — Калининград: Янтарный сказ. -2001. — 356 с.
Источники: http://investicii-v.ru/investicii_v_promishlennost/, http://creativeconomy.ru/lib/8603, http://cyberleninka.ru/article/n/investitsionnye-perspektivy-pischevoy-promyshlennosti