Как улучшить инвестиционный климат Северо-Кавказского федерального округа?
Магомадов Эмин Мухадинович, кандидат экономических наук, зав. кафедрой математических методов анализа экономики, Чеченский государственный университет, г. Грозный, Россия
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
В нашей стране проблема привлечения иностранных инвестиций имеет особое значение в свете масштабных модернизационных мероприятий как в экономической сфере, так и в других областях жизни общества. Пока что приток иностранных инвестиций в российскую экономику значительно уступает ее потенциальным возможностям, не говоря уже о нужде в иностранных капиталовложениях для реализации упомянутых задач модернизации. Кроме того, распределяются эти инвестиции по территории различных федеральных округов крайне неравномерно.
По итогам 2011 года приток иностранных инвестиций составил (в млрд. долл. США): в Центральный федеральный округ – 136,3; в Северо-Западный федеральный округ – 10,3; Приволжский федеральный округ – 7,0; Уральский федеральный округ – 18,0; Сибирский федеральный округ – 4,9; Дальневосточный федеральный округ – 9,9; Южный федеральный округ – 3,6; Северо-Кавказский федеральный округ – 0,65 [1].
Между тем для Северного Кавказа проблема инвестиций имеет особое, можно сказать, принципиальное значение. Значительная часть территории округа испытала на себе непосредственные последствия многолетней войны на территории Чеченской Республики, постоянно задевавшей и сопредельные регионы.
В результате сотни тысяч людей лишились жилья и работы, а многие предприятия, ранее успешно функционировавшие и дававшие работу жителям, вообще прекратили свое существование. В условиях фактически полувоенного положения перестали функционировать и многие популярные в советское время горные и климатические курорты.
Попытка найти путу вывода северокавказских регионов из того сложного экономического и социального положения, в котором они оказались, нашла отражение в Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, (утв. распоряжением Правительством РФ от 06.09.2010 № 1485-р).
Госпрограммы и инвестиционные проекты по развитию Северного Кавказа
В рамках реализации Стратегии в округе были созданы специальные институты развития – «Корпорация развития Северного Кавказа» и компания «Курорты Северного Кавказа», разработаны и приняты территориальные и федеральные целевые программы. По данным Минрегиона России, на конец 2012 г. естественные монополии осуществляли реализацию в северокавказских регионах более 100 крупных инвестиционных проектов на общую сумму свыше 115 млрд руб. [2].
Тем не менее, сами по себе эти мероприятия не смогли кардинально улучшить социально-экономическое положение на территории регионов СКФО. Как отмечают разработчики новой государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» [1] (далее – Госпрограмма развития СКФО), основными проблемами регионов СКФО продолжают оставаться высокая степень дотационности региональных бюджетов, высокий уровень безработицы, клановость, коррупция, низкий уровень обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, высокая изношенность коммунальных сетей [3].
Именно Госпрограмма развития СКФО призвана обеспечить систему мер по комплексному решению большей части из указанных проблем. Это первый после развала СССР документ, предлагающий комплексное развитие Северного Кавказа [5].
У госпрограммы несколько целей. Это, прежде всего, формирование условий для создания новых рабочих мест в процессе развития экономики регионов Северного Кавказа на новой технико-технологической основе. Вторая важнейшая цель – повышение качества жизни людей, комплексное совершенствование социальной сферы.
В программе речь идет и о проблеме острой нехватки необходимых капитальных ресурсов, что, безусловно, препятствует осуществлению намеченных модернизационных мероприятий, а также реализации отдельных программ развития по регионам, предусматривающих повышение общего уровня их социально-экономического развития. Реализация таких программ, как упоминалось выше, невозможна без модернизации инфраструктуры, по уровню обеспеченности которой северокавказские регионы значительно отстают от среднероссийских показателей. Это, в свою очередь, также требует значительных затрат. Образуется своего рода порочный круг нехватки инвестиционных ресурсов, «разомкнуть» который просто необходимо.
Инвестиционная привлекательность регионов СКФО
Согласно планам федерального правительства, в ближайшие 8 лет на развитие северокавказских регионов из федерального бюджета планируется потратить 235 млрд руб.
Всего общий объем финансирования в рамках Госпрограмме развития СКФО должен составить 2,5 трлн руб. «Остаток» необходимых инвестиций, равный 90% от этой общей суммы, должен поступить от частных инвесторов, в том числе иностранных.
В последнее время на всех уровнях высшей российской власти нередко говорится о том, насколько важной для привлечения инвесторов является проблема улучшения инвестиционного климата в регионах, особенно на Кавказе. Речь идет об инвестиционном климате в целом, привлекательном как для отечественных, так и для иностранных инвесторов, поскольку в случае общей непривлекательности территории она является таковой как для российских, так и зарубежных владельцев капиталов. Пока же, если говорить только об иностранных инвестициях, то за последние годы в экономику национальных республик СКФО, за исключением Дагестана, они не поступали вообще. Из семи регионов округа только он да Ставропольский край привлекают капиталы из-за рубежа. Можно сказать, что инвестиционный имидж Северного Кавказа в результате событий двух последних десятилетий является основательно подорванным (см. табл.).
Поступление иностранных инвестиций в отдельные регионы Северо-Кавказского федерального округа в период 2005−2011 гг. и по итогам первой половины 2012 года, млн долл. США*
Регионы, ныне входящие в состав СКФО
* Таблица составлена на основе данных: [7, 8, 9].
** 1-е полугодие 2012 года.
Дагестан на фоне соседей по округу (за исключением, Ставропольского края) смотрится чуть более предпочтительнее в плане динамики привлечения реальных иностранных инвестиций, но они все равно пока крайне малы и несопоставимы с потенциальными природными и общеэкономическими возможностями этого самого крупного региона СКФО.
А такие возможности велики далеко не только у одного Дагестана. Вообще инвестиционные программы северокавказских регионов в настоящий момент весьма солидны. Так, по данным правительства Дагестана, на конец 2012 года в инвестиционном портфеле республики находятся 82 проекта на общую сумму 240 млрд руб. Руководство Кабардино-Балкарии планирует реализовать более 30 крупных проектов, среди которых – объекты АПК, энергетики, промышленности строительных материалов. Ставропольский край планирует привлечь до 2025 г. порядка 650 млрд руб. инвестиций [10].
Отрасли экономики Северного Кавказа, перспективные для инвестирования
В настоящее время на территории большинства регионов, входящих в СКФО, имеются перспективы создания индустриальных, агропромышленных, технологических парков, реализация которых, по нашему мнению, открывает хорошие возможности для привлечения значительных частных инвестиций, в том числе зарубежных.
Возьмем хотя бы тот факт, что Дагестан и Чеченская Республика обладают значительными запасами высококачественной нефти. В советское время именно Чечено-Ингушская АССР и Дагестанская АССР, обладая диверсифицированной многоотраслевой экономикой, помимо всего прочего, обеспечивали значительные объемы нефтедобычи в общем энергетическом балансе страны. Еще раз обратим внимание, что грозненская и каспийская нефть по своему составу (так же, как и более южная, бакинская) находятся намного ближе к «эталонным» образцам нефти Персидского залива, чем, например тюменская нефть. По данным директора Центра исследований постиндустриального общества В. Иноземцева (Москва), добыча такой нефти на Северном Кавказе в конце 70-х годов минувшего столетия в 10,5 раза превышала уровень добычи сегодняшнего дня [11].
Восстановление нефтедобычи на территории нынешней Чеченской Республики и Дагестана в полном объеме и на основе новой техники и применяемых технологий, кооперация двух соседних республик в этом вопросе, а также развитие нефтеперерабатывающей промышленности являются важнейшим фактором, во-первых, решения проблемы занятости, во-вторых, привлечения значительных капиталов, в том числе – из-за рубежа. Перспективы добычи и переработки «легкой» нефти не могут не заинтересовать серьезных иностранных инвесторов.
Следующим фактором, потенциально являющимся общим практически для всех регионов Северного Кавказа с точки зрения формирования благоприятного инвестиционного климата, является развитие туристического кластера. Восстановление популярных в советское время курортов и открытие новых, оснащенных по последнему слову техники, возможно сразу в нескольких регионах. Помимо Ставропольского края, Дагестана, Кабардино-Балкарии, это – и Карачаево-Черкесия, и Чеченская Республика, где получили развитие высокогорные лыжные курорты.
Наконец, еще одним направлением, привлекательным для иностранных инвесторов, может стать комплексное восстановление агропромышленного комплекса регионов Северного Кавказа. Сюда входят и традиционные овощеводство и выращивание фруктов в местных благодатных климатических условиях, и базирующаяся на них консервная промышленность, а также все, что связано с производством и заготовкой мяса.
Речь, прежде всего, идет об овцеводстве, традиционно развивавшемся в горных районах всех без исключения республик Северного Кавказа и, что принципиально важно с социальной точки зрения, обеспечивающим занятость населения в сельской местности. Переработка шерсти также всегда входила в состав традиционных занятий народов Кавказа, считалась весьма престижной и опять-таки не только обеспечивала рабочие места, но и приносила немалые доходы. Не забывали и про крупный рогатый скот, что позволяло развивать собственную сыро-молочную промышленность.
Риски Северо-Кавказского региона, сдерживающие активность инвесторов
Привлечение необходимых частных капиталов в комплекс отраслей АПК может способствовать одновременному решению и острых текущих социальных проблем, и стратегических задач развития экономики территории.
Возникает принципиальный вопрос: чего не хватает для того, чтобы иностранные капиталы все-таки устремились в регионы Северного Кавказа? Необходимо, на наш взгляд, окончательное и решительное осознание того факта, что наряду с рисками общенационального характера для потенциальных инвесторов существуют и региональные инвестиционные риски, остающиеся одним из главных препятствий для увеличения масштабов и улучшения структуры привлечения иностранных инвестиций в северокавказские регионы:
− политический риск, зависящий от степени устойчивости региональной власти в глазах потенциальных инвесторов характера политических настроений населения в целом;
− экономический риск, связанный с очевидным отставанием экономических процессов в целом ряде регионов СКФО, по сравнению с общероссийским уровнем;
− криминальный риск, зависящий от уровня преступности в целом (с учетом тяжести преступлений) и особенно продолжающегося наличия банд подполья и террористической деятельности;
− риски социального характера, характеризующиеся уровнем социальной напряженности связанной с высоким уровнем безработицы и бедности населения;
− финансовый риск, отражающий напряженность региональных бюджетов и, в конечном счете, их финансовые возможности;
− экологический риск, рассматриваемый как интегральный уровень загрязнения окружающей среды и степень его влияния на общее состояние здоровья населения, что становится особо актуальным для целого ряда регионов СКФО.
Пока существуют риски, сложно ожидать притока масштабных иностранных инвестиций в экономику Северного Кавказа.
Меры по снижению уровня инвестиционных рисков
С целью снижения общего уровня инвестиционных рисков и в целом стимулирования деятельности иностранных инвесторов на Северном Кавказе можно предложить:
− скорейшее составление по каждому из регионов СКФО перечня наиболее важных проектов, подпадающих под специальное постановление Правительства РФ от 04.05.2011 [2], предусматривающее введение механизма государственных гарантий для минимизации рисков инвесторов;
− переориентацию регионов с текущей на более перспективную работу со стратегическими инвесторами, способными представить наиболее качественные бизнес-проекты на конкурсной основе, в первую очередь, с учетом их долгосрочного социально-экономического значения для каждого региона;
− установление в качестве приоритетной для властей региона такой инвестиционной политики, которая ориентируется на максимально возможное сбалансированное использование как имеющегося в наличии хозяйственного потенциала, так и наиболее перспективных для данного региона отраслей экономики.
Приступать к осуществлению указанных мер, на наш взгляд, следует незамедлительно и в комплексе, наряду с началом реализации всех основных положений Госпрограммы развития СКФО.
[1] Государственная программа РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.12.2012 № 2408-р. – Прим. ред.
[2] Речь идет о постановлении Правительства РФ от 04.05.2011 № 338 (ред. от 18.10.2012) «О предоставлении в 2011–2012 гг. государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, зарегистрированными и осуществляющими свою основную уставную деятельность на территории Северо-Кавказского федерального округа, на реализацию инвестиционных проектов на территории Северо-Кавказского федерального округа». – Прим. ред.
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Опубликовано в журнале
Российское предпринимательство
Индексируется РИНЦ
Включен в Перечень ВАК
Импакт-фактор РИНЦ: 0,509
Северо кавказский федеральный округ инвестиции
Агузарова Фатима Савкуевна
кандидат экономических наук
доцент, кафедра «Бухгалтерский учет и налогообложение», Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
362025, Россия, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46, оф. Бухгалтерский учет и налогообложение
Aguzarova Fatima Savkuevna
PhD in Economics
associate professor of the Department of Taxes and Taxation at North Ossetian State University N. A. Kosta
Khetagurov
362025, Russia, respublika Rso-Alaniya, g. Vladikavkaz, ul. Vatutina, 44-46, of. Bukhgalterskii uchet i nalogooblozhenie
В научной статье исследуется инвестиционный потенциал субъектов Северо-Кавказского Федерального округа. Анализируются социально-экономические показатели субъектов, и на этой основе дается комплексная оценка действующего состояния инвестиционной активности и инвестиционного потенциала регионов Северо-Кавказского Федерального округа. Подчеркивается максимальная потребность привлечения инвестиций в экономику, в том числе и иностранных. По мнению автора, инвестиционные подъемы содействуют экономическому росту, развитию аграрной промышленности и санаторно-курортной сферы. Констатируется высокая роль инструментов налоговой политики в стимулировании инвестиционной деятельности. На основе поискового, статистического и сравнительного методов проведен глубокий анализ социально-экономических показателей, влияющих на развитие инвестиционной привлекательности субъектов Северо-Кавказского Федерального округа за период 2015-2025 гг. Применение указанных методов дало возможность собрать, обрабатывать и систематизировать цифровой материал, представленный в аналитических таблицах. Особый научный интерес представляют предложения исследователя по решению установленных им недостатков в области инвестирования. Отмечаются конкретные возможности для развития инвестиционного процесса с учетом особенностей регионов Северо-Кавказского Федерального округа.
Ключевые слова: экономика, инвестиции, инвестиционный потенциал, инвестиционные процессы, инвестиционная деятельность, инвестиционные проекты, инвестиционные программы, инвестиционная активность, инвестиционные решения, капитал
Дата направления в редакцию:
The present research article is devoted to the investment potential of the constituents of the North Caucasian Federal District. In her article Aguzarova examines socio-economic indicators of the regions and based on that provides a comprehensive assessment of the current state of investment development and investment potential of the regions of the North Caucasian Federal District. The author emphasizes the crucial need to attract investments including foreign investments into Russian economy. According to the author, growing investments contribute to the economic growth and development of the agricultural industry and health resort institution. The author states the great role of tax policy instruments in the encouragement of investment activity.
capital assets, investment decisions, investment development, investment programs, investment projects, investment activity, investment processes, investment potential, investments, economy
Инвестиции являются неотъемлемой составляющей эффективного функционирования любой экономической системы, как государства в целом, так и его субъектов в частности. Проблема инвестиций в Северо-Кавказском федеральном округе достаточно актуальна, поскольку размеры инвестиционных вложений относительно небольшие. В этих субъектах выбор инвестиционного решения относятся к числу наиболее сложных. При предпочтении конкретного инвестиционного объекта в принятии инвестиционного решения потенциального инвестора существенную роль имеет инвестиционный климат, а именно, социальное, экономическое и политическое состояние территории. Оценить инвестиционное состояние помогут социально-экономические показатели субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Инвестор, вкладывая средства в экономику, должен оценить всю специфику и особенности региона и только после этого принять правильное решение. Необходимо определить наиболее перспективный объект инвестирования, поскольку в будущем выбор отразится на финансово-экономических итогах инвестора. Как отмечалось, при выборе инвестиционного решения большое значение имеет инвестиционный климат субъекта. Инвестиционный климат представляет собой способность социально-экономической системы регионов к адаптации инвестиций и определяется множеством параметров. [1]
Создание и внедрение инвестиционных проектов необходимо, в первую очередь, для экономического роста и укрепления налогового потенциала. В этой связи сегодня разрабатываются и реализуются инвестиционные проекты и инвестиционные программы. [2] Одной из инвестиционных программ является Программа «Развитие инвестиционной привлекательности Северо-Кавказского федерального округа» за 2015-2025 гг. Реализация данной Программы направлена на модернизацию экономики, а также на усиления инвестиционного потенциала субъектов Северо-Кавказского федерального округа.
Рассмотрим основные показатели Программы «Развитие инвестиционной привлекательности Северо-Кавказского федерального округа» за 2015-2025 гг. (Таблица 1).
Показатели Программы «Развитие инвестиционной привлекательности Северо-Кавказского федерального округа» за 2015-2025 гг.
Объем инвестиций в основной капитал
Объем инвестиций на душу населения
Объем иностранных инвестиций
Объем инвестиций в основной капитал
Объем инвестиций на душу населения
Объем иностранных инвестиций
Объем инвестиций в основной капитал
Объем инвестиций на душу населения
Объем иностранных инвестиций
Источник: Инвестиционный портал Северо-Кавказского федерального округа. investkavkaz.ru.
По данным таблицы 1 видно, что в состав Северо-Кавказского федерального округа вошел один край и 6 республик Российской Федерации: Республика Дагестан (РД), Республика Ингушетия (РИ), Кабардино-Балкарская Республика (КБР), Карачаево-Черкесская Республика (КЧР), Республика Северная Осетия – Алания (РСО-А), Чеченская Республика (ЧР), Ставропольский край (СК).
Нами проведен глубокий анализ показателей инвестиционной привлекательности субъектов Северо-Кавказского федерального округа, в частности, объем валового регионального продукта, объем инвестиций в основной капитал, объем инвестиций на душу населения, объем иностранных инвестиций. В первую очередь, проанализируем валовый региональный продукт (ВРП) субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Валовый региональный продукт представляет собой показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объёмов её промежуточного потребления. [3]
В 2015 году объем валового регионального продукта Северо-Кавказского федерального округа составит 1704076,4 млн. руб. Наибольшую сумму в полученном показателе Северо-Кавказского федерального округа занимает Ставропольский край — 614686,0 млн. руб. Наименьшую сумму в получении ВРП заняла Республика Ингушетия — 38866,8 млн. руб. На втором месте Республика Дагестан, которому принадлежит 575406,4 млн.руб. Примерно одинаковая сумма ВРП в Республике Кабардино-Балкария и Республике Северная Осетия-Алания: 138686,0 млн. руб. и 138152,0 млн. руб. соответственно. ВРП Чеченской Республики равен 107550,2 млн.руб. В Карачаево-Черкесской Республике ВРП составит 90729,0 млн.руб.
В 2020 году плановые показатели валового регионального продукта выросли до 3361324,6 млн.руб., что на 1657248,0 млн.руб. больше аналогичного показателя 2015 года. Отметим, что если в 2015 году на первом месте по объему ВРП Ставропольский край, то в анализируемом периоде лидирует Чеченская Республика, где объем ВРП составит 177859,8 млн.руб. По-прежнему Республика Дагестан занимает вторую позицию — 1301475,4 млн.руб. И только на третьем месте Ставропольский край – 1179764,0 млн.руб. Объем ВРП в РСО-Алания и Республики Кабардино-Балкарии равен: 236052,0 млн.руб. и 235326,0 млн.руб. соответственно. На предпоследнем месте Карачаево-Черкесская Республика — 157211,0 млн.руб. Наименьший объем ВРП ожидается в Республики Ингушетия — 73636,4 млн.руб.
В 2025 году объем валового регионального продукта составит 6193620,7 млн.руб. против 3361324,6 млн.руб. Прирост составил 2832296,1 млн.руб. В общей сумме ВРП Северо-Кавказского федерального округа Чеченская Республика занимает 279649,1 млн.руб.; Республика Дагестан — 2538296,1 млн.руб.; Ставропольский край — 2221677,1 млн.руб.; Республика Кабардино-Балкария – 435823,0 млн.руб.; Республика Северная Осетия-Алания – 379404,0 млн.руб.; Карачаево-Черкесская Республика – 214012,0 млн.руб.; Республика Ингушетия — 124759,4 млн.руб.
За анализируемый период объем валового регионального продукта наибольшими темпами растет в Республике Дагестан и Ставропольском крае. Значителен данный показатель и по объему. В целом во всех субъектах Северо-Кавказского федерального округа объем ВРП увеличивается.
Другим не менее важным показателем, влияющим на принятие инвестиционного решения инвестора, является объем инвестиций в основной капитал. Так, объем инвестиций в основной капитал в регионах Северо-Кавказского федерального округа растет: в 2015 году — 678523,0 млн.руб.; в 2020 году — 1385457,4 млн.руб.; в 2025 году – 2364489,0 млн.руб. В их числе объем инвестиций в основной капитал Республики Дагестан составит: в 2015 году – 281500,0 млн.руб.; в 2020 году – 678500,0 млн.руб.; в 2025 году – 1245000,0 млн.руб. Значительны инвестиции в основной капитал в Ставропольском крае: в 2015 году — 209815,5 млн.руб.; в 2020 году – 438641,7 млн.руб.; в 2025 году – 742246,4 млн.руб. Повышаются инвестиции в основной капитал в Чеченской Республике: в 2015 году — 85480,7 млн.руб.; в 2020 году – 99860,0 млн.руб.; в 2025 году – 118920,0 млн.руб. Как показывают прогнозные показатели, к 2025 году по данному показателю Республика Северная Осетия-Алания будет входить в первую тройку среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа: в 2015 году — 36495,6 млн.руб.; в 2020 году – 69110,5 млн.руб.; в 2025 году – 115694,6 млн.руб. Объем инвестиций в основной капитал в Республике Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесской Республике составит: в 2015 году – 24250,0 млн.руб. и 22190,0 млн.руб.; в 2020 году – 33900,0 млн.руб. и 40135,0 млн.руб.; в 2025 году – 46000,0 млн.руб. и 65029,0 млн.руб. Наименее значителен объем инвестиций в основной капитал в Республике Ингушетия: в 2015 году — 18791,2 млн.руб.; в 2020 году – 25310,2 млн.руб.; в 2025 году – 31599,0 млн.руб.
Проанализировав объем инвестиций в основной капитал, нельзя не учесть объем инвестиций, рассчитанный на душу населения. Объем инвестиций на душу населения наиболее высок в Республике Дагестан (93,7-387,4 тыс.руб.) и Ставропольском крае (79,9-262,8 тыс.руб.). Велик аналогичный показатель в Чеченской Республике (60,9-69,4 тыс.руб.) и Республике Северная Осетия-Алания (51,1 тыс.руб.-160,2 тыс.руб.). Менее значителен объем инвестиций на душу населения в Республике Кабардино-Балкария (28,2-53,1 тыс.руб.) и Республике Ингушетия 39,6-55,6 тыс.руб.).
За анализируемый период наибольшими темпами увеличивается объем инвестиций на душу населения в Республике Дагестан и Ставропольском крае. Отметим, что хотя в Чеченской Республике этот показатель значителен, за анализируемый период прирост невелик. Аналогичная ситуация складывается в Республике Кабардино-Балкария и Республике Ингушетия. Напротив, в Республике Северная Осетия-Алания объем инвестиций на душу населения гораздо повысился (на 109,1 тыс.руб.).
Проведенный анализ показал, что за период 2015-2025 гг. не планируется привлечение иностранных инвестиций в таких субъектах Северо-Кавказского федерального округа, как: Республика Ингушетия; Республика Кабардино-Балкария; Карачаево-Черкесская Республика. Во всех остальных субъектах Северо-Кавказского федерального округа иностранные инвестиции имеют место быть. В их числе лидирующую позицию занимает Ставропольский край, поскольку объем иностранных инвестиций за анализируемый период наиболее высок. Отметим, что необходимо создавать все условия для привлечения иностранных инвестиций, так как это может способствовать инновационному росту экономики, усиливать зависимость от иностранного капитала, а в определенных случаях создавать новые механизмы легитимного вывоза капитала. [4] К иностранным инвестициям принято относить все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенных с целью получения прибыли, например, ценные бумаги, имущественные права.
Прямое воздействие на формирование показателей валового регионального продукта, объема инвестиций в основной капитал, объема инвестиций на душу населений, объема иностранных инвестиций в экономику оказывают площадь региона и численность его населения.
Приведем аналитические данные о площади территории и численности населения, влияющих на развитие инвестиционной привлекательности в субъектах Северо-Кавказского федерального округа за плановый период 2015-2025 гг. (Таблица 2).
Показатели развития инвестиционной привлекательности Северо-Кавказского федерального округа за 2015-2025 гг.
название субъекта СКФО
Республика Северная Осетия-Алания
Источник: Инвестиционный портал СКФО. investkavkaz.ru.
Как показывают данные таблицы 2, общая площадь регионов Северо-Кавказского федерального округа равна 170,5 тыс.км2, численность населения составила 9492,9 тыс. человек. В числе Северо-Кавказского федерального округа наибольшая территория принадлежит Ставропольскому краю — 66,2 тыс.км2, население — 2787 тыс. человек. Площадь Республики Дагестан на втором месте и составляет 50,3 тыс.км2. Обращает внимание факт, что наибольшая численность населения имеется в Республике Дагестан — 2930,5 тыс. человек. Площадь Чеченской Республики намного меньше — 15,6 тыс.км2, население — 1302,2 тыс. человек. Примерно такая же площадь в Карачаево-Черкесской Республике — 14,3 тыс.км2. Однако население меньше более чем в два раза — 474,7 тыс. человек. При площади 12,5 тыс.км2 в Кабардино-Балкарской Республике, численность населения составляет — 859 тыс. человек. Территория Республики Северная Осетия – Алания составляет 8 тыс.км2, население — 709 тыс. человек. Наименьшей является площадь Республики Ингушетия — 3,6 тыс.км2, население — 430,5 тыс. человек. [5] Нами выявлено, что не всегда площадь региона соответствует численности населения.
Таким образом, проведенный анализ выявил, что субъекты Северо-Кавказского федерального округа условно можно разделить на три уровня. Первый уровень – субъекты с наименьшими рисками и наибольшей инвестиционной привлекательностью. К первой категории следует относить: Ставропольский край, Республика Дагестан, Чеченская Республика. Второй уровень – субъекты со средней степенью рисков и умеренной инвестиционной привлекательностью. Сюда можно отнести: Республика Северная Осетия – Алания, Республика Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесская Республика. Третий уровень – высокие риски и низкая инвестиционная привлекательность. К данному уровню относится Республика Ингушетия. Из сказанного выше следует, что при инвестировании предпочтение отдается Ставропольскому краю и Республике Дагестан, так как именно эти субъекты наиболее привлекательны и надежны для инвестора.
Известно, что все субъекты Российской Федерации объединены в восемь федеральных округов: Северо-Западный; Центральный; Приволжский; Южный; Северо-Кавказский; Уральский; Сибирский; Дальневосточный. По сравнению с другими федеральными округами в Северо-Кавказском федеральном округе показатель экономического развития довольно низкий. Прежде всего, это обусловлено экономической ситуацией в регионах, уровнем жизни населения, уровнем безработицы, сложной криминогенной обстановкой (терроризм и другие конфликты), уровнем производительности труда и производства.
В целом, Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, торговли, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности (руда, доломит и другие природные объекты). Однако реализация преимуществ осуществляется не в полной мере, низкий уровень социально-экономического развития регионов, по сравнению с остальными (всего 85 субъектов), а также не стабильная политическая обстановка в регионах Северо-Кавказского федерального округа препятствует положительному принятию решения потенциального инвестора, и, как следствие, инвестиционному подъёму. [6]
На основе научного и цифрового анализа в целях инвестиционной привлекательности в субъектах Северо-Кавказского федерального округа предлагаем следующее. Создать максимально удовлетворяющие условия для привлечения инвесторов, в том числе и иностранных. Так, поскольку в субъектах Северо-Кавказского федерального округа есть перспектива в развитии туризма, в первую очередь, предлагаем развивать данное направление. При этом максимально учесть предпочтения потенциального инвестора в выборе того или иного инвестиционного объекта. Имеются благоприятные условия для развития горнолыжного туризма в Республике Северная Осетия-Алания, Чеченской Республике, Республике Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесской Республике.
Целесообразно направить инвестиционные потоки на строительство и реконструкцию санаторно-курортного комплекса, а также на природно-лечебные ресурсы, минеральную воду. Например, вложение инвестиций в развитие термальных источников Республики Северная Осетия-Алания, Республики Кабардино-Балкария, а также строительство санаторий горных местностей в лечебно-оздоровительных целях. Вполне перспективным является вложение капитала в водно-лечебные источники Ставропольского края, там же можно строить и реконструировать санатории для отдыхающих. Богата водными источниками Карачаево-Черкесская Республика.
Важно отметить, что территория Северо-Кавказского федерального округа располагает благоприятными условиями для развития аграрной промышленности, имеет специальные территориальные зоны и обогащенную почту. В последние годы сельское хозяйство развивается нестабильно, поэтому, считаем целесообразным направить инвестиции в агропромышленный комплекс. Наиболее приоритетным для развития агропромышленного комплекса является Ставропольский край, Республика Кабардино-Балкария, Республика Северная Осетия-Алания. Предлагаем также развивать рыболовный промысел, что может принести колоссальный успех.
Кроме того, предлагаем участвовать в реализации наиболее перспективных и эффективных инвестиционных проектах и программах, оценив заранее их практическую значимость, что в последующем поспособствует экономическому росту субъектов Северо-Кавказского федерального округа, а также повысит качество жизни населения.
Серьезным фактором инвестиционной привлекательности при выборе инвестиционного объекта в субъектах Северо-Кавказского федерального округа является налоговое бремя. Под налоговым бременем принято понимать в экономике затраты по уплате налогов и сборов за определенный период. Чрезмерно высокое налоговое бремя может «спугнуть» инвестора. Более того, практика показывает, что если уровень налогового бремени больше 36,0%, то наиболее вероятны налоговые риски, а именно, уклонение от уплаты налогов, введение двойной бухгалтерии и т.д. Поэтому очень важно создать такой налоговый климат для вкладчика, который обеспечит максимальное привлечение инвестиций в экономику, что в перспективе послужит росту объемов финансовых ресурсов.
Таким образом, повышение инвестиционной привлекательности в Северо-Кавказском федеральном округе является одной из главных задач, способствующих оздоровлению экономики, подъему производства, повышению налогового потенциала. Инвестиционный потенциал в Северо-Кавказском федеральном округе можно совершенствовать путем финансовых и налоговых стимулов. Например, налоговые льготы, преференции, снижение налоговых ставок, предоставление рассрочек и отсрочек, гарантии и т.д. Повысить инвестиционный потенциал Северо-Кавказского федерального округа предлагаем путем развития таких секторов экономики, как туризм, санаторно-курортный комплекс, агропромышленный комплекс.
[1] Tadtaeva V.V., Shapka I.S. The assessment model of investment appeal of the region based on the resource approach//Наука и технологии. 2013. Т. 1. № 4. С. 47-53.
[2] Дзагоева М.Р., Позмогов А.И., Дзагоева И.А. Налогообложение инвестиционных проектов предприятий промышленности//Сборник статей Международной научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД России и др.; Под общей редакцией: Э.В. Соболева, С.И. Берлина, В.В. Сорокожердьева. 2014. С. 94-99.
[3] Токаева С.К. Региональный аспект налогового стимулирования инвестиций//В сборнике: Экономические основы налоговых отношений. Агузарова Л.А. Сборник научных трудов. Владикавказ, 2011. С. 39-44.
[4] Цаллагова Л.М., Гуриева А.Р. Инвестиционный потенциал Республики Северная Осетия-Алания//Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2010. № 4. С. 169-173.
Механизмы государственно-частного партнерства в реализации инвестиционной политики регионов Северо-Кавказского федерального округа
Механизмы государственно-частного партнерства в реализации инвестиционной политики регионов Северо-Кавказского федерального округа
Председатель Подкомитета по региональной
инвестиционной политике ТПП РФ,
Генеральный директор Группы компаний «ТОНАП»
Развитие Северного Кавказа обусловлено не только политической, но и экономической целесообразностью. Регион имеет неплохой потенциал и способен привлечь инвесторов целым рядом отраслей – от туризма до добычи полезных ископаемых, но государство должно обеспечить безопасность и создавать стимулы для бизнеса. В регионе есть залежи металлов, возможности для развития малой гидроэнергетики, добычи строительных материалов (например, гранита).
Для осуществления инвестиций в строительство новых производственных объектов необходимо установить в республиках стабильные для работы условия. Нужны понятные правила игры, чтобы местные власти проработали их для привлечения бизнеса, для нормальных условий работы.
Три составляющие, необходимые для успешного развития экономики Северного Кавказа.
Первая, и самая важная — обеспечение безопасности.
Вторая – решение инфраструктурных проблем. Сегодня в регионе неразвита дорожная сеть, энергетика, каналы сбыта продукции. Немногие действующие трассы перегружены. Обычно инфраструктурные проблемы решает государство, затем приходят компании с финансированием и идеями.
Третья – создание стимулов для бизнеса. Катализатором для инвесторов является строительство объектов для сочинской Олимпиады-2014. Уже сейчас следует позаботиться о создании в регионе особой экономической зоны или налоговых льготах, формировании кластеров, особого режима для малого и среднего бизнеса.
На Северный Кавказ идут не инвестиции, а дотации из федерального центра, которые составляют 70-90 % доходной части бюджетов республик. Основной адресат финансовой помощи – «бюджетная сфера», которая более развита по сравнению с производственной. Дотации из центра поддерживают хрупкую социальную стабильность, а заодно экономическую стагнацию и увод экономики в «тень».
Экономическая недостаточность (а кое-где и просто несостоятельность) не препятствует, однако непомерному, не соотнесенному с реальным социально-экономическим положением росту государственного аппарата. Увеличение расходов на аппарат, дополнительное бремя на дотационный бюджет, неизбежное усиление вмешательства чиновников в общественную и хозяйственную жизнь, коррупция – неполный перечень проблем, порождаемых необоснованным ростом государственного аппарата.
Необходима системная интеграция Северного Кавказа в единое экономическое пространство России, в том числе за счет масштабных проектов общероссийского уровня, реализуемых на Юге страны. От дотаций нужно переходить к инвестициям. Но и простое вливание финансовых средств из федерального бюджета оказывается неэффективным, о чем, в частности, свидетельствует опыт ФЦП «Юг России». Подъем уровня социально-экономического развития южных регионов позволит снизить социальную напряженность. Но для этого требуется особое внимание к организации и деятельности республиканских властей.
Наиболее привлекательными сферами для инвестиционных вложений, помимо горнорудной промышленности, в республиках Северного Кавказа могла бы стать и деревообрабатывающая отрасль. Промышленность в республиках слабо развита, но леса достаточно, а его переработка отсутствует, поэтому инвестиции в это направление могли бы дать хорошие результаты. Не менее прибыльным могли бы быть вложения и в нефтедобывающий и нефтеперерабатывающий комплексы. Чечня, Ингушетия, Дагестан, несмотря на небольшие запасы нефти по сравнению с Тюменской областью тем не менее, имеют самую лучшую нефть. Также прекрасные возможности для строительства в республиках Северного Кавказа цементных заводов, поскольку не будет никаких проблем с природным материалом. Северный Кавказ сегодня открывает большие возможности для развития туризма, который можно вывести на высокий уровень.
Ключевая задача – активное проведение программ развития всех секторов экономики, ориентируясь на повышение доли добавленной стоимости, производимой в республиках. Необходима разработка и реализация общей стратегии, в которой должны быть выработаны и обнародованы программы мер, а в последующем – и результаты их внедрения в республиках Северного Кавказа. Необходима разработка и реализация комплекса мер по созданию долгосрочных стимулов экономического развития. Парламенты северокавказских республик должны выйти на такие изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу всей экономики региона на инновационный характер развития. Порядок осуществления инвестиций на Северном Кавказе должен стать наиболее комфортным. Порядок согласования разрешительной документации для начала инвестиционных проектов должен быть не более 3-4 месяцев. Это — конкретный показатель конкурентоспособности региона.
Имеющийся потенциал развития экономики регионов Северного Кавказа – это природно-ресурсный потенциал, и в первую очередь энергоресурсная база, главной целью которой на перспективный период является обеспечение потребностей экономики и населения нефтепродуктами, газом, сырьем для производства строительных материалов и ресурсами подземных вод.
Способными стать точками роста и наиболее привлекательными для инвестиций, являются нефтегазохимическая промышленность, агропромышленный комплекс, машиностроение и стройиндустрия. Безусловными инвестиционными приоритетами являются добыча, переработка и транспортировка нефти и газа, развитие машиностроения, электроэнергетики, минерально-сырьевого комплекса.
Реализация целого ряда крупнейших проектов по созданию и модернизации транспортной инфраструктуры также потребует осуществления значительного объема инвестиций в основной капитал.
Для обеспечения решения задач стратегии развития экономики Северо-Кавказского федерального округа основными направлениями осуществления инвестиций в основной капитал должны стать также эффективные наукоемкие и высокотехнологичные производства, составляющие основу постиндустриального развития, в частности, газонефтехимической промышленности.
Еще одним из инвестиционных приоритетов может стать туризм.
Важным аспектом разрабатываемой стратегии должен стать и агропромышленный комплекс. Развитие этой отрасли позволит создать максимальное количество рабочих мест, обеспечит продовольственную безопасность региона. Необходимо рассмотреть и возможность формирования крупных агропромышленных кластеров с замкнутым циклом производства, сосредоточенных в непосредственной близости от сырьевых зон.
При включении в стратегическое развитие до 2020 года крупнейших производственных мощностей, способных выпускать продукцию на российский рынок, могут быть названы наиболее важные инфраструктурные проекты, которые можно было бы поднять совместными усилиями государства и бизнеса: нефтеперерабатывающего завода, предприятий стройиндустрии, АПК, пищевой промышленности, усиленном развитии транспортно-логистической инфраструктуры, энергетической обеспеченности регионов.
Специфика текущего момента заключается в том, что выбор стратегии развития предопределяет будущее развитие на многие годы вперед. Это связано с особенностями нынешнего состояния научно-производственного потенциала.
Первостепенной задачей на данном этапе является восстановление и развитие системы подготовки кадров, отвечающей потребностям экономики и социальной сферы. Необходимо совершенствовать сложившуюся систему научных учреждений в соответствии с перспективными направлениями развития отраслей и объектов реального сектора экономики и социальной сферы, с ориентацией на внедрение наукоемких технологий.
Проблема научно-технических кадров может быть решена как за счет ускоренной подготовки собственных кадров на месте, так и на территории других субъектов Российской Федерации и за рубежом, а также привлечения нужных специалистов со стороны на контрактных условиях (при соответствующих гарантиях: жилищные условия, доходы и др.). На данном этапе необходимо определить потребности регионов Северного Кавказа в количественном и качественном составе трудовых ресурсов, привести деятельность образовательных учреждений в соответствие с потребностями регионов, системой требований и показателей качества рабочей силы.
Республики становятся более самостоятельными и организация хозяйства внутри каждой республики должна строиться по новому. То есть производство продукции должно быть, как законченный продукт, который может быть реализован на международном рынке, а не только в России.
Отсюда и надо выстраивать схемы Инвестиций.
Первое и неоспоримое, чем может помочь государство, через механизм ГЧП и ВЭБ – это развитие инфраструктуры:
— дороги (железные и автомобильные);
— энергетика (строительство республиканских электростанций: на воде, на угле, на газе);
— не только добыча полезных ископаемых, но и строительство заводов по их переработке как по обогащению, так и глубокой переработке;
— восстановление разрушенных предприятий (чтобы нефть перерабатывали не кустарно, а на нефтеперерабатывающих предприятиях, грозненская нефть всегда считалась самой лучшей нефтью);
— привлечение специалистов для подъема экономики;
— создание производств по сборке оборудования для обслуживания сельско-хозяйственной отрасли (трактора, комбайны и пр.);
— строительство заводов по переработке сельско-хозяйственной продукции на месте (традиционно виноделие, но также консервирование и переработка других видов: бахчевые, фрукты, орехи и пр.).
Региональные возможности. Повышение инвестиционной активности промышленных предприятий
В современных условиях именно инвестиции способны заметно увеличить объемы валового регионального продукта и существенно пополнить местные бюджеты. И для регионов Северного Кавказа – это реальная возможность укрепить конкурентные преимущества.
Недоразвитая инфраструктура, неумение сложить усилия регионов и центра, сосредоточив ресурсы на ключевых направлениях, отсутствие практики применения, а подчас и самой правовой базы необходимой — все это мешает развитию регионов, не дает возможности своевременно и оперативно реагировать на то, что происходит на рынках.
I. Создание корпорации развития Северокавказского федерального округа. Корпорация развития могла бы выступать в качестве инициатора проектов, инвестируя в развитие инфраструктуры. Также корпорация могла бы содействовать привлечению государственной поддержки федерального уровня в реализацию инвестиционных проектов. Речь идет о проектах, приоритетных в социально-экономическом развитии для регионов Северного Кавказа. Своего рода корпорация развития – это инфраструктурный фонд, предполагающий инвестирование в развитие инфраструктуры, т. к. без должного уровня развития инфраструктуры (дорог, электро — и теплоэнергетики, водоснабжения и т. п.) не может быть интереса частных инвесторов в реализации проектов (т. к. если бы частные инвесторы осуществляли бы инвестиции в инфраструктуру, тогда проекты стали бы для них неэффективными).
II. Создание Инвестиционного фонда Северокавказского федерального округа. Инвестиционный фонд мог бы осуществлять инвестиции в компании путем приобретения в них доли участия. Этот шаг важен особенно сейчас. В условиях экономического кризиса Инвестиционный фонд мог бы осуществлять инвестиции в ключевые предприятия регионов Северного Кавказа, остановка работы которых может привести к экономическому и социальному коллапсу. Инвестиции позволят рефинансировать взятые кредиты и помогут предприятиям дать толчок к развитию. Через два-три года Инвестиционный фонд может выйти из участия в этих предприятиях, продав свою долю (сейчас цена приближается к низшему уровню и поэтому эффективность инвестиций при грамотном управлении Инвестиционным фондом может быть многократной).
III. Создание Гарантийного (залогового) фонда регионов Северного Каквказа. Речь идет об аккумулировании принадлежащего региональным администрациям имущества в фонде, который мог бы выступить поручителем, гарантом или залогодателем по кредитам, которые получают предприятия в банках. Гарантийный (залоговый) фонд мог оказать поддержку предприятиям в осуществлении своих инвестиционных программ.
IV. Создание благоприятного инвестиционного законодательства. Здесь может быть использован опыт регионов с хорошо проработанным и структурированным законодательством. Одной из мер повышения инвестиционной активности может быть компенсация процентных ставок по кредитам для определенных групп предприятий.
V. Создание региональных программ поддержки предприятий. Здесь речь может идти о государственных закупках с целью стимулирования спроса. Сразу подчеркну – это не рыночная мера, но она может быть эффективна в текущей ситуации.
Источники: http://creativeconomy.ru/lib/8032, http://author.nbpublish.com/flc/article_13541.html, http://pandia.ru/text/78/172/18571.php